Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СИСТЕМНОЙ КРАСНОЙ ВОЛЧАНКИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ИННОВАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 апреля 2016г.

Системная красная волчанка (СКВ) – хроническое мультисистемное заболевание с многообразными дефектами иммунной регуляции, характеризующееся нарушениями толерантности к аутоантигенам клеточных ядер, цитоплазмы и мембран и образованием аутоантител к этим структурам (Hansen A. et al., 2007; Rahman A., Isenberg D.A., 2008). По статистике, во всем мире СКВ страдает более 5 миллионов человек, у двух третей из них заболевание протекает с частыми обострениями, при этом без соответствующего лечения ремиссия достигается очень редко, и болезнь может быстро приводить к летальному исходу. СКВ является высоко затратной нозологией, так как требует постоянного медикаментозного лечения, а также периодического мониторинга состояния здоровья больного с помощью дорогостоящих лабораторных и инструментальных методов. Стоимость только лекарственной терапии этого заболевания приближается к полумиллиону рублей в год.

На данный момент основными фармакологическими группами для лечения СКВ являются:

-   Глюкокортикостероиды.

-   Антиметаболиты.

-   Иммунодепрессанты.

-   Антималярийные средства.

-   Генно-инженерные биологические препараты (ГИБП).

-   Иммуноглобулины.

-   НПВП (используются в течение короткого времени и только у пациентов с низкой степенью вероятности развития побочных эффектов).

-   Витамины и витаминоподобные средства.

-   Энзимы. [2]

В настоящее время отечественный фармацевтический рынок лекарственных препаратов (ЛП), применяемых для лечения СКВ, представлен 163 торговыми наименованиями. Большинство ЛП (66% - 107 наименований) – импортного производства, на долю отечественных производителей приходится около трети ЛП (34%), что составляет 56 наименований.

Рынок производителей ЛП, применяемых для лечения СКВ, делят 28 стран, представленных 92 фирмами- производителями. По количеству предложений на российском рынке лидируют Индия, США, Германия и Россия. Доля отечественных фирм-производителей ЛП для лечения СКВ на российском рынке неуклонно растет.

Основными российскими производителями являются ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н.А. Семашко», ОАО «Биосинтез», ОАО «Биохимик», ЗАО НПЦ «Эльфа», ОАО «Синтез», ОАО «ХФК «Акрихин», ЗАО «ФП «Оболенское», ОАО «Новосибхимфарм» и ОАО «Дальхимфарм». Среди зарубежных производителей лидируют «Krka d.d.» Словения, «Pfizer, Inc» США, «Sandoz» Германия, «Gedeon Richter» Венгрия, «Hemofarm» Сербия и «Teva Pharmaceutical Industries Ltd» Израиль.

На территории Российской Федерации зарегистрировано 55 торговых наименований ЛП для «базовой» терапии СКВ. Половина (49%) ЛП относится к группе глюкокортикостероидов (ГКС) – 27 наименований. Группа цитостатических иммунодепрессантов представлена 16 наименованиями (29%), антиметаболитов – 7 наименованиями (13%), антималярийные средства – 4 наименования (7%), группа ГИБП включает один препарат – Бенлиста (белимумаб).

Анализ ассортимента ЛП для «базовой» терапии показал, что на долю отечественных препаратов приходится 39 зарегистрированных торговых наименований из 106. Это составляет 36,8% всего рынка. На втором месте – Индия – 9 наименований (8,5%). Третье место разделили Польша и Словения - по 7 наименований (6,6%).

Среди ЛП «второй линии» терапии – их зарегистрировано 57 торговых наименований – лидирующее место занимают препараты отечественного производства (29,8%). На долю Германии приходится 12,3%. Далее следуют Индия и Италия. На долю каждой страны приходится по 10,5%.

В данном сегменте российского фармацевтического рынка наблюдается усиленный рост по всем экономическим показателям. За  прошедшие 10 лет вырос  спрос на  ЛП, что повлекло за собой увеличение предложения, рост цен, а также острую необходимость внедрения новейших разработок, которые применяются не только в комплексной терапии СКВ, но и обладают избирательным действием на механизм аутоиммунной патологии.

Несмотря на то, что СКВ интенсивно изучается в течение последних 30 лет, лечение больных остается сложной задачей. Терапия, в основном, направлена на подавление отдельных проявлений болезни, поскольку этиологический фактор по-прежнему неизвестен. К сожалению, все применяемые при СКВ ЛП оказывают то или иное побочное действие, причем, чем сильнее препарат, тем больше опасность такого действия. Понимание необходимости совершенствования фармакотерапии и расшифровка фундаментальных механизмов иммунопатогенеза этого заболевания стимулировали разработку и проведение широкомасштабных рандомизированных плацебоконтролируемых исследований различных лекарственных средств, в первую очередь ГИБП, подавляющих развитие иммуновоспалительного процесса. [3] Однако использование ГИБП для лечения СКВ в России пока не получило широкого распространения. Это обусловлено тем, что в нашей стране новые ЛП для ревматологии на основе моноклональных антител не создаются и не производятся. Процесс создания и выведения такого препарата на рынок – чрезвычайно сложная задача, требующая колоссальных финансовых вложений, длительных и дорогостоящих клинических испытаний, и высокого научного потенциала.

Основным драйвером роста мирового рынка ЛП для лечения СКВ эксперты-аналитики рынка называют биопрепарат Benlysta (belimumab) производства компании GlaxoSmithKline. По их прогнозам, к 2022 году объем продаж этого ЛП в США, Италии, Испании, Франции, Германии, Великобритании и Японии составит порядка 1,1 млрд. долларов США. Аналитики рынка предполагают, что к 2022 году общий объем продаж ЛП, предназначенных для лечения СКВ, увеличится до 4 млрд. долларов США. Не исключено, что Белимумаб уступит место другим экспериментальным лекарственным средствам, так как обладает невысокой эффективностью и подходит не всем пациентам, в частности, не может применяться пациентами с почечной недостаточностью и заболеваниями ЦНС. [4] В 2014 году были получены результаты 2-й фазы исследований экспериментального препарата Сифалимумаба (Sifalimumab). Разработки специалистов «AstraZeneca» свидетельствуют о том, что в скором времени на рынке может появиться новое эффективное противоволчаночное средство. Также «AstraZeneca» и ее экспериментальный препарат против волчанки – Анифролумаб собираются взорвать рынок. Было доказано, что препарат существенно подавляет активность заболевания. В год данное лекарство может принести компании миллиард долларов. [5] Ожидается, что в 2018 году на рынке появится препарат Orencia (Аbatacept) компании «Bristol-Myers Squibb», предназначенный для лечения волчаночного нефрита. В настоящее время лекарственное средство проходит заключительную стадию клинических исследований. Эксперты считают, что этот ЛП также может стать драйвером роста этого сегмента рынка. К 2022 году порядка 30% общего объема рынка лекарственных средств, предназначенных для лечения СКВ, составят препараты из класса модуляторов активности В-клеток, а именно Еpratuzumab компании «UCB», Тabalumab компании «Eli Lilly» и Вlisibimod компании «Anthera Pharmaceuticals». Разработки новых противоволчаночных препаратов ведут и другие компании, среди них - Immunomedics Inc, ZymoGenetics Inc, Merck Serono. [4]

Наша страна принимает активное участие в международных клинических проектах по испытаниям новых лекарств. В настоящее время в ФГБНУ НИИР имени В.А. Насоновой испытывается более 40 различных веществ нового класса. Это большие международные программы, которые осуществляются по стандартным правилам, сложившимся в мире последние 30 лет. Они инициируются крупнейшими фармакологическими компаниями и рассчитаны на довольно длительный период – 5-7 лет.

При всех сложностях финансирования здравоохранения в России сегмент дорогостоящих инновационных методов лечения поддерживается государством. И в результате мы уже имеем свой собственный, вполне успешный опыт использования новых препаратов. Теперь в арсенале ревматолога имеются «таргетные» ГИБП, непосредственно влияющие на В-лимфоциты – основное звено патогенеза СКВ (ритуксимаб, белимумаб), которым не свойственны значительные повреждающие эффекты (бесплодие, развитие атеросклероза, диабет, катаракта, остеопороз, тяжелые инфекции, поражение ЖКТ и др.). [1] Внедрение ГИБП в комплексную терапию СКВ, позволит не только увеличить продолжительность жизни, но и сделать ее более полноценной и комфортной.



Список литературы

1.     Асеева Е.А., Цанян М.Э., Торгашина А.В. Перспективы анти-В-клеточной терапии системной красной волчанки // Фарматека. 2014. №7. - С. 40-44.

2.     Насонов Е.Л., Соловьев С.К. Перспективы фармакотерапии системной красной волчанки // Научно- практическая ревматология. 2014. №52(3).-С.311-321.

3.     Чучалин А.Г., Яснецов В.В. Федеральное руководство по использованию лекарственных средств (формулярная система). Выпуск XV. – М.: «Эхо», 2013. - 1020 с.

4.     [Электронный ресурс] - http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/obzory.

5. [Электронный ресурс] - http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=67360.