Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ РФ. ПЕРЕХОД К ДОСТОЙНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Фармацевтический рынок является одним из самых динамично развивающихся в мире. Сегодня Правительство РФ уделяет ему особое внимание, поскольку необходимо поддерживать отечественного производителя. Согласно федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», к 2020 году 90% стратегически значимых лекарственных средств должны составить лекарства, произведенные на территории России. А для этого необходима модернизация и обновление 75% фармацевтических и медицинских учреждений.

Стратегической целью импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке как инфраструктурной подсистемы экономики со свойственной ей экономической средой взаимодействия производителей, потребителей и посредников является удовлетворение потребности населения в лекарственном обеспечении в условиях рыночной конкуренции.

В этой связи окончательный процесс перехода российских производителей на международные стандарты GMP, а также тренды на локализацию производства в РФ зарубежных компаний будут способствовать развитию отечественной фармацевтической промышленности.

На развитие фармацевтического рынка существенное влияние оказывает также изменяющееся законодательство. В настоящее время участники рынка уже осведомлены о законодательных изменениях, направленных в первую очередь на уменьшение доли импортных ЛП на российском рынке и поддержку отечественных производителей (в частности, в оптовом секторе - это Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015г. №1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Законодательные инициативы связаны как с ужесточением доступа зарубежных лекарственных препаратов на российский рынок, так и непосредственно с поддержкой отечественного производителя.

При этом участники фармрынка отмечают, что некоторые механизмы государственного регулирования фармацевтической отрасли, например, система регулирования государственных закупок и защита интеллектуальной собственности, нуждаются в совершенствовании; поскольку отечественные производители не готовы к резкому наплыву объемов производства, а также требуется время для получения утвержденных постановлениями и поправками документов на выпускаемые препараты (например, ТС 1 – документ, в котором указывается не только страна происхождения товара, но и подтверждается, что упаковка и контроль качества также произведены в России). 

В целом можно говорить о высокой скорости происходящих законодательных изменений в фармацевтической отрасли.

В розничном сегменте фармацевтического рынка, также прослеживается желание покупателей сэкономить денежные средства, приходя в аптеку. Чаще звучат вопросы о стоимости препаратов и их замене на более дешевые аналоги. Но зачастую, не получив консультации квалифицированного специалиста или простого и уверенного ответа, посетитель уходит без покупки.

Считается, что для обеспечения максимальной эффективности лечения, пациент должен на всех его этапах получать полную информацию о всех торговых наименованиях лекарства, которые возможны к применению в рамках назначенного ему международного непатентованного наименования (МНН) для выбора наиболее оптимального препарата с позиции цена - качество.

Но, к сожалению, не всегда пациент получает информацию о торговых наименованиях от врача, поэтому, приходя в аптеку, полагается на помощь специалиста (фармацевта, провизора, консультанта). Зачастую, специалист аптеки является главным помощником пациента в получении эффективного лечения за разумные средства.

Но в современном многообразии выбора в рамках одного МНН и присутствующих в аптеке торговых марок, не всегда оказывается просто предложить оптимальное решение покупателю.

Из предложенных лекарств разных ценовых категорий, дорогой бренд может быть отвергнут покупателем по финансовым причинам, а дешевый препарат часто вызывает сомнения в его качестве. Поэтому, оптимальным вариантом могут служить препараты Российских брендов, сочетающих в себе качество от надежного производителя и доступную стоимость, таких как Акрихин, ПАО «Фармстандарт», ЗАО «Канонфарма продакшн» и др.

Благодаря расширению отечественного производства дженериков и выходу на рынок недорогих российских препаратов, в ближайший год доля зарубежной продукции на российском фармрынке в натуральном выражении снизится. Согласно торговой политике на фармацевтическом рынке в России и следуя федеральной программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации», уже в первой половине 2016 года российские лекарства составили 71,6% из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Данные коррелируют с планами отечественных предприятий о расширении производства: большинство фармацевтических компаний России планирует в ближайший год вывести на российский рынок новые лекарственные препараты, многие фармкомпании также запланировали на ближайшие годы строительство нового производства на территории РФ. Это повлияет на увеличение объемов производства российских фармацевтических компаний и, как следствие, уменьшение доли импортной продукции на отечественном рынке в натуральном выражении.

Как показывают прогнозы, сделанные аналитиками компании Deloitte к 2020 г. объемы продаж продукции изменятся незначительно и практически не окажут влияние на занимаемую позицию. Рост российского фармацевтического рынка развивается медленее, по сравнению с ожиданиями и прогнозами. За последние 5 лет прирост составил 1 трл. 250 млдр. рублей. В натуральном выражении наименьший прирост показал коммерческий рынок лекарственных препаратов.

Многие иностранные компании планируют совместные проекты с российскими организациями, что увеличит долю инвестиций в отрасль. В целом, подобные вложения должны благотворно повлиять на фармацевтический рынок России.

В то же время, изменить  ситуацию в лучшую сторону можно за счет оптимизации расходов. Сегодня выделяют три главных способа оптимизации расходов на отечественном фармацевтическом рынке:

-   оптимизация бизнес - процессов;

-   оптимизация расходов на персонал;

-   оптимизация затрат на продвижение продукции и маркетинг.

Особенность маркетинговой деятельности на фармацевтическом рынке заключается в целенаправленном формировании организационных маркетинговых форм развития (оптовых поставщиков - дистрибьюторских компаний и представителей производителей; розничных поставщиков - аптек, аптечных киосков, аптечных пунктов), которые позволяют удовлетворять потребность населения в лекарствах независимо от уровня его платежеспособности.

На внутреннем рынке к завершению программы должно быть не менее 50 % отечественных лекарств, а в Перечне ЖНВЛП их доля должна составить не менее 90 процентов.

В  результате  в  России  появляется  все  больше  современных  производств,  которые  могут обеспечивать   население   высококачественными   и   доступными   лекарственными   препаратами   и медицинскими изделиями; выросло и производство по отдельным видам медизделий - это медицинская одежда, наборы реагентов, антисептические салфетки, полимерные контейнеры для биопроб, комбинированные лабораторные холодильники, хирургические иглы, имплантаты для остеосинтеза и многие другие.

Для достижения целей по импортозамещению, заложенных в государственной программе целесообразно:

-   стимулировать иностранных производителей к переходу на использование производства полного цикла путем предоставления различных льгот и преференций, в том числе налоговых, а не путем установления дополнительных ограничений и запретов;

-   дальнейшее ограничение или запрет на участие иностранных (нелокализованных) производителей в сфере государственных закупок;

-      государственная поддержка российских производителей путем предоставления субсидий и различных льгот / преференций (в том числе в сфере государственных закупок), а также увеличение инвестиций в российские инновационные фармацевтические производства.

 

Список литературы

 

1.        Лин А.А., Фармацевтический рынок:  сектор  научных исследований и разработок //  Проблемы современной экономики. – 2015. – №3. – С. 327-332

2.        Оптимизация затрат и вывод на рынок новых лекарственных средств – приоритетные сценарии развития фармацевтической отрасли России в 2016 году// Делойт. – 2016

3.        PWC. Фармацевтическая и медико-биологическая отрасль – 2016. – URL : pwc.ru

4.        Фармацевтический рынок России // DSMGroup. - 2016. – №8