Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Авторы:
Город:
Стерлитамак
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2017г.

Конституция РФ в ст. 41 закрепляет, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В РФ конституционное право на медицинскую помощь, является одним из ключевых элементов права на охрану здоровья.. Это вытекает и из смысла ст.41 Конституции РФ, и закреплено в ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3]. Из смысла норм международных актов вытекает, что медицинская помощь рассматривается как составная часть права на социальное обеспечение. Так, соотнесение названия Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952) с ее структурой, включающей Раздел II «Медицинская помощь», определенно показывает, что медицинская помощь воспринимается как элемент системы, вид социального обеспечения. Такое восприятие медицинской помощи вытекает и из ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, где записано: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам».

Что же касается именно право на медицинскую помощь, то его впервые закрепляет ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, где сказано, право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, включая создание условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни. Как показывает анализ других актов ООН, то в них право на медицинскую помощь чаще всего закреплено в статьях, посвященных социальному обеспечению. По этому поводу Т.К. Миронова пишет, что данное правомочие выступает в качестве всеобщего права (права каждого человека), дополняющего содержание права на социальное обеспечение. Кроме того, право на медицинскую помощь может рассматриваться и как специфическое право отдельных социально уязвимых групп населения, что также демонстрирует связь с социальным обеспечением [1, с. 111].

Однако, по смыслу законодательства РФ «право на медицинскую помощь», входит в состав «права на охрану здоровья». При этом первое состоит из ряда правовых возможностей, среди которых необходимо выделить право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи [2, с. 23].

Во-первых, бесплатная медицинская помощь оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Об этом прямо указано в ч.1 ст. 41 Конституции РФ.

Во-вторых, Конституция РФ не гарантирует безусловную бесплатность медицинской помощи - речь идет о бесплатности лишь за счет и в пределах соответствующего источника финансирования.

В-третьих,     медицинская      помощь      оказывается     бесплатно     в      соответствии     программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Гарантируемый объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи за счет средств соответствующего бюджета и обязательного медицинского страхования, устанавливается в соответствие с Программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Это закреплено в ч.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Напомним, что Конституция РФ гарантирует получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, в полном объеме определяемой программой.

Так в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства от 19 декабря 2015 г. № 1382 установлены перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно. Тем не менее, несмотря на требование, установленное федеральными нормативно-правовыми актами, субъекты РФ все же нарушают его. Например, в Ивановской области прокуроры выявили, что в перечень групп населения, которые должны обеспечиваться бесплатными лекарствами, оказались не включены участники и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территориях других государств, Герои Советского Союза и Российской Федерации и иные категории граждан. А в Ставропольском крае, Калининградской, Московской, Томской областях и Москве онкобольные вообще оказались необеспеченными необходимыми лекарствами.

Программа устанавливает и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ. Однако, территориальные программы не выдерживают и этих показателей.

Так, и.о. прокурора Амурской области обратился в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующей в части Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2015 №646». В нарушение требований федерального законодательства Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Амурской области, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования установлены в меньшем размере, чем определенны Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1382. Аналогичная ситуация и в других субъектах РФ.

Федеральная программа устанавливает также средние нормативы объема медицинской помощи. Так, например, средние нормативы объема медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов составляют - 0,092 койко-дня на 1 жителя. Однако в ряде субъектов нарушаются эти требования. Например, положениями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области № 14-пп от 28.01.2015 территориальный норматив объема для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях составляет в размере 0,0183 койко-дня на 1 жителя. Это послужило поводом к обращению Прокуратура Еврейской автономной области в суд.

Федеральная программа также должна устанавливать такие обязательные положения, как сроки ожидания медицинской помощи, предоставляемой в плановом порядке; перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно; отсутствуют целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи. Тем не менее, например Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год эти положения не установила, тем самым ущемила гарантированное статьей 41 Конституции Российской Федерации право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Также федеральная программа закрепляет право субъектов РФ сформировывать территориальные программы с учетом особенности половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации; уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; климатических и географических особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.

Таким образом, в федеральной программе указано, что именно она определяет нормативы, предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на всей территории Российской Федерации бесплатно, и это свидетельствует о том, что базовые нормативы гарантированы населению Российской Федерации на всей территории.

 

Список литературы

 

1.        Миронова Т.К. Международные стандарты оказания медицинской помощи в поряд- ке социального обеспечения // Вопросы российского и международного права. 2016. № 4. С.110- 112

2.        Усманова Р.М., Шакиров Р.Р. Медицинское право / Учебное пособие для студентов всех форм обучения по специальности «030501 – Юриспруденция». Уфа, 2010 . 128 с.

3.        Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2011. № 48.Ст. 6724.