Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПО МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В настоящее время во всем мире растет количество ЧС, в которых страдает большое число людей – это и стихийные бедствия, и катастрофы, и локальные вооруженные конфликты, и террористические акты.
Естественно, что эти события накладывают особую ответственность на те структуры, которые осуществляют мероприятия по ликвидации последствий таких ЧС.
Одним из важнейших направлений деятельности здесь является организация оказания медицинской помощи пострадавшим в ЧС.
Еѐ эффективность во многом зависит от качества подготовки и уровня профессионализма медицинского персонала, привлекаемого для работы в ЧС.
Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф Северо-западного государственного медицинского университета имеет богатый опыт усовершенствования врачей по медицине катастроф в системе последипломного образования.
Методика, преподавания медицины катастроф имеет ряд особенностей. Большое количество природных, техногенных и социальных катастроф, приводящих к увеличению человеческих жертв, негативным медико- социальным и экономическим последствиям, вызвало значительное повышение интереса врачей всех уровней к изучению медицины катастроф. Такой интерес связан с несколькими факторами: во-первых, чрезвычайные ситуации широко освещаются в средствах массовой информации; во-вторых, врачи чаще стали сталкиваться с очагами массовых санитарных потерь и патологиями, редко встречающимися в их повседневной практической деятельности; в-третьих, повысилось внимание к проводимым по линии гражданской обороны объектовым учениям в учреждениях здравоохранения с разбором возможных чрезвычайных ситуаций на опасных объектах, расположенных в этих регионах. Все это привело к тому, что врачи поняли, насколько важно знать основы действий в этих условиях, имеющих не столько теоретическую, сколько практическую направленность.
В связи с этим изменилась психология слушателя. Сегодня врачи-слушатели разных уровней и специальностей - в основном люди зрелого возраста, сформировавшиеся личности. Они не только испытывают на себе социальные преобразования, но и сами являются их активными участниками. На этапе освоения профессиональных знаний они четко знают, что им нужно и с чем это связано.Отдавая львиную долю времени практической работе и не имея возможности постоянно совершенствоваться, слушатели высшей школы особенно восприимчивы и заинтересованы в постижении новшеств медицинской науки, в их специальности и смежных предметах обучения, в том числе и в медицине катастроф.
На этом фоне материал учебной программы, с одной стороны, ложится на благодатную почву, с другой - требует от коллектива кафедры постоянного совершенствования методики преподавания.
Для практических занятий на кафедре наиболее приемлемым, доступным, соответствующим уровню подготовки слушателей и бюджету времени является классное групповое упражнение с использованием формализованных документов, видеофильмов (для создания медико-тактической характеристики очагов), магнитной доски (где отрабатывается конкретная медико-тактическая обстановка), вращающегося стенда с организационно-штатной структурой лечебного учреждения и - на обороте - схемой Развертывания функциональных подразделений этого учреждения при работе в условиях поступления массовых санитарных потерь.
При этом каждому слушателю в соответствии с ситуационными задачами приходится оценить обстановку, провести расчет санитарных потерь, принять решение на ликвидацию медицинских последствий очага ЧС и оформить соответствующий приказ.
Сущность этого занятия в том, что все слушатели группы, пребывая в одинаковой роли (должности), последовательно решают ситуационные задачи. Такая форма занятия позволяет на конкретном оперативно- тактическом фоне, самим обучающимся с помощью преподавателя решать широкий круг вопросов медицинского обеспечения населения в ЧС. В ходе его слушатели закрепляют знания, полученные на теоретических занятиях, лучше усваивают основные положения, а главное, приобретают определенные практические навыки по оценке медицинской обстановки и принятию соответствующих решений, которые оформляются в виде приказа.
При изложении слушателями решения по оперативно-тактической обстановке, санитарным потерям и состоянию объектов здравоохранения к принятию пораженных из очагов массовых санитарных потерь, преподаватель обращает внимание не только на суть, но и на архитектонику и форму доклада.
На кафедре при изучении особенности патологии у пораженных в чрезвычайных ситуациях и организации оказания медицинской помощи в очагах массовых санитарных потерь и на этапах медицинской эвакуации особое внимание уделяется изучению и отработке практических навыков по использованию средств индивидуальной защиты при химических, радиационных, механических поражениях.
После отработки практических навыков на кафедре слушатели участвуют в тактико-специальных учениях, проводимых на базе городских больниц. Они выступают в активной роли функционеров. Особое внимание обращается на работу приемного отделения, которое перестраивается в приемно-сортировочное отделение и организует работу по приему массового потока пораженных. Подробно рассматриваются вопросы организации и оснащения сортировочного поста, сортировочной площадки, а в приемно-сортировочной конкретно решаются ситуационные задачи по диагностике пораженных и лечебно-эвакуационным вопросам. Занятие заканчивается разбором выявленных слушателями положительных и отрицательных фактов в работе данного медицинского учреждения, которые должны учитываться ими при проведении учений на своих объектах здравоохранения.
Подобные учения, а также специальные учения формирований и учреждений гражданской обороны здравоохранения с участием преподавательского состава кафедры показывают, что врачи многих специальностей (исключение составляют хирурги, анестезиологи-реаниматологи, терапевты, работающие в отделениях интенсивной терапии), в том числе высококвалифицированные специалисты узкого профиля, привлекаемые к работе в экстремальных условиях, не могут оказать помощь в пределах первой врачебной помощи.
Для изучения интересов слушателей на кафедре в системе научно-исследовательской работы проводится экспертное исследование по вопросам организации и работы врачебного состава при ликвидации последствий в очагах чрезвычайных ситуаций. Разработана анкета, которая включает более 120 вопросов и имеет три раздела:
1. Общие сведения.
2. Организация усовершенствования по медицине катастроф.
3. Программа обучения по медицине катастроф.
В качестве экспертов привлекаются слушатели, обучающиеся на кафедре, профессорско- преподавательский состав различных учебных заведений, участники ликвидации медицинских последствий катастроф. Цель исследования - оптимизация учебно-методической работы кафедры по медицине катастроф в системе последипломного образования. Анализ анкет уже показывает наметившиеся тенденции и пути улучшения учебного процесса и в плане его организации, и в плане выявления наиболее значимых тем для слушателей с целью создания научно обоснованного учебно-тематического плана обучения.
Многолетний опыт работы кафедры (кафедре в 2012 году исполнилось 80 лет) и анализ анкетирования показывают, что целый ряд вопросов, имеющих практическое значение, плохо знаком слушателям. Это объясняется тем, что они редко встречаются с подобными ситуациями, а для самостоятельного изучения нет возможности и времени. Большинство слушателей рекомендуют увеличить часы по предметам обучения, а специалисты, работающие в регионах с опасными производственными объектами, просят увеличить часы по интересующим их практическим вопросам. Это, безусловно, говорит о высокой заинтересованности слушателей в изучении вопросов медицины катастроф. В связи с этим кафедра проделала большую методическую работу по совершенствованию изложения вопросов, входящих в программу. Создана видеотека, насчитывающая более 200 учебных видеофильмов по темам: «Медико-тактическая характеристика очагов», «Современная травма и патология экстремальных состояний», «Принципы: сортировки и оказания медицинской помощи в очагах массовых санитарных потерь» и т.п. Библиотека кафедры насчитывает более 1500 единиц хранения по вопросам медицины катастроф.
Тематические классы оснащены стендами по предметам обучения, макетами, панорамами, витринами с табельным имуществом, патологоанатомическими препаратами, средствами защиты и т.п., что способствует повышению наглядности преподавания. При изложении учебного материала широко используются слайды, таблицы и схемы.
Кроме того, проведенное исследование позволило оценить степень готовности врачей разных специальностей, в зависимости от стажа работы, занимаемой должности, возраста, региона проживания к проведению реанимационных мероприятий.
Уровень владения врачами разных специальностей приемами реанимации существенно влияет на качество оказания медицинской помощи в ЧС. Необходимо отметить, что 83% анкетируемых дали положительный ответ на этот вопрос. Среди них 97,3% врачей хирургического профиля, 82,4% врачей педиатрического профиля, 78,8% врачей терапевтического профиля, 78,6% организаторов здравоохранения ответило положительно на вопрос о владении приемами реанимации.
Но с другой стороны почти каждый пятый врач (17%) не владеет этими важнейшими навыками, что требует целенаправленной подготовки на профильных клинических кафедрах.
Среди опрашиваемых врачей, занимающих различные должности, наибольший процент умеющих пользоваться аппаратурой ИВЛ приходится на профессорско-преподавательский состав и заместителей главных врачей по ГО и ЧС соответственно 67,6% и 48,7%. Врачи - ординаторы отделений продемонстрировали худший результат - 30,6%. Это настораживает, поскольку именно ординаторы должны владеть этими навыками в первую очередь.
Показательно, что общий врачебный стаж практически не влияет на умение пользоваться аппаратурой ИВЛ, так как более половины опрошенных врачей не владеет этим навыком. Обоснованную озабоченность вызывает и тот факт, что 62,7% врачей не умеют пользоваться аппаратурой предназначенной для проведения искусственной вентиляции легких.
Практически все возрастные группы врачей демонстрируют примерно одинаковый низкий процент умения пользоваться аппаратурой ИВЛ (31,72 - 36,9%). Больший процент владения этим навыком - 50,5% приходиться на возрастную группу в возрасте 51-60 лет.


Рис.1. Умение пользоваться аппаратурой ИВЛ в зависимости от возраста врачей.

Установлено, что методикой переливания крови владеют 64,2% врачей терапевтического профиля и всего 21,3% врачей хирургического профиля. Педиатры и организаторы здравоохранения показали невысокий уровень владения этим навыком 6,4% и 7,9% соответственно.
Более половины врачей хирургического профиля – 69,9% владеют техникой интубации трахеи и трахеотомии. Организаторы здравоохранения и педиатры соответственно показали 28,5% и 29,4%. Что касается врачей терапевтического профиля, то лишь 20% из них дали положительный ответ на этот вопрос.



Рис.2. Владение техникой интубации трахеи в зависимости от специальности

Необходимо отметить, что среди всех указанных в анкете приемов реанимации умение проводить эти мероприятия продемонстрировали незначительное количество врачей - ординаторов – 31,9%. На вопрос об умении пользоваться методикой катетеризации мочевого пузыря указало 56,9% врачей-ординаторов, из них врачи хирургического профиля составили 84,9%, терапевты 50% и примерно такие же показатели продемонстрировали организаторы здравоохранения и педиатры.
Одно из важнейших реанимационных мероприятий, а именно владение методикой пункции магистральных вен указали 51% врачей, хирурги – 77,8%, педиатры – 38,2%, организаторы здравоохранения – 57,1%, терапевты – 42,6%.
Таким образом, проведенное исследование показывает существенные недостатки во владении врачами реанимационными методиками, а значит недостаточно эффективным обучениям на профильных кафедрах по этим вопросам.