Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЯ АРГИНИНА И ТАУРИНА НА НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ И ЛИПИДНОГО ОБМЕНА

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
17 апреля 2019г.

Одна из ключевых ролей L-аргинина в организме человека является то, что он является субстратом для синтеза NO – мессенджера, участвующего в регуляции многих процессов [1]. Диффундируя от эндотелия к сосудистой гладкой мускулатуре, NO активирует в ней ряд биохимических процессов в конечном итоге обеспечивающих вазодилатацию сосудов [5], торможение активности тромбоцитов и макрофагов и др. Вазопротекторные функции NO, проявляются в модуляции высвобождения вазоактивных медиаторов, в блокировании окисления липопротеинов низкой плотности, подавлении адгезии моноцитов и тромбоцитов к сосудистой стенке.

Учитывая, что в генезе многих сердечнососудистых заболеваний (ССЗ), одну из ключевых ролей играет эндотелиальная дисфункция (ЭД) [2], можно предположить, что введение в организм L-аргинина, как биохимического субстрата (предшественника) для продукции NO, способно оказать позитивное влияние на нормализацию вышеописанных процессов, а, следовательно, повысить эффективность этиотропной терапии у кардиологических больных. В этом отношении, представляет интерес исследования влияния на организм комбинации L-аргинина и таурина - аминокислоты, играющей важную роль в процессах липидного обмена, нарушение которого наблюдается при ряде ССС. Плазменная концентрация таурина у животных менее 30 мкмоль/л расценивается как его дефицит. Дефицит таурина вызывает дилатационную кардиопатию у многих животных [4,6].

Целью работы явилось изучение влияния L-аргинина и таурина на агрегационную активность тромбоцитов и липидный спектр крови у лиц с ишемической болезнью сердца.

Материалы и методы. Исследования было выполнено на базе клинико-диагностической лаборатории ГУЗ «Краевая клиническая больница» г. Барнаула, а также лаборатории клинической биохимии и физиологии БФ АлтГУ, в период 2011-2016 гг. В исследовании использовались образцы крови, полученные от 72 пациентов обоего пола в возрасте 54 ± 5 лет, страдающих ишемической болезнью сердца (ИБС: мерцательная аритмия), во время плановых обследований, на фоне базисной терапии, дополненной включением препаратов, содержащих L-аргинин и таурин в терапевтических дозах в течение двух месяцев. В работе исследовались образцы крови (сыворотка венозной крови), взятой из локтевой вены по стандартной методике, в декретированные протоколами сроки лабораторного обследования данной категории больных.

Агрегационную активность тромбоцитов in vitro определяли турбодиметрическим методом с помощью четырехканального лазерного анализатора агрегации тромбоцитов «Chrono-log Aggregometers» (США) с использованием стандартных индукторов агрегации. Показатели липидного спектра крови определяли энзиматическим методом с помощью автоматического биохимического анализатора LABIO-300 (КНР).

Результаты подвергались статистической обработке, с использованием пакета прикладных программ MS Office и MS Statistica. В работе рассчитывались средняя арифметическая (M), ошибка средней (m), доверительный интервал. Достоверность различий определяли по критерию Стьюдента (t) для неравнозначных выборок.

Результаты исследования и их обсуждение. Значения показателей АДФ-индуцированной агрегационной активности тромбоцитов (ААТ) у пациентов, страдающих ИБС (мерцательная аритмия). Как следует из полученных данных, исходные значения показателя превышают норму у 86% обследованных пациентов (контроль). Однако после двух месяцев приема L-аргинина и таурина (опыт), на фоне базисной терапии, наблюдалось достоверное снижение показателей АДФ-индуцированной агрегационной активности тромбоцитов от 82,9±0,9 до 65,0±1,1% (P<0,001) в сравнении с контролем (таблица 1).




Таблица 1. Агрегационная активность тромбоцитов у пациентов с ИБС (n=72, x±∆x, p<0,001)

 

 

 

Группа

ААТ, индуцированная

 

АДФ, %

 

адреналином, %

 

коллагеном, %

арахидоновой

кислотой, %

Опытная

82,9±0,9

84,8±0,6

83,8±0,6

85,1±0,6

Контрольная

65,0±1,1

63,9±0,9

64,9±0,9

67,4±0,7

 

Проведенная оценка показателей ААТ, индуцированной адреналином, у 55% пациентов также выявила превышение значения показателя в группе контроля. Однако в опытной группе данный показатель достоверно снижался в сравнении с контролем (от 84,8±0,6 до 63,9±0,9% (P<0,001)). Аналогичную динамику демонстрировали показателей ААТ, индуцированной коллагеном (в группе контроля - 83,8±0,6% и 64,9±0,9% (P<0,001) - группа опыт) и показатели агрегационной активности тромбоцитов, индуцированной арахидоновой кислотой (от 85,1±0,6 до 67,4±0,7% (P<0,001)).

Учитывая пути метаболизма L-аргинина и таурина, можно предположить, что антиагрегационный эффект обусловлен прежде всего, их влиянием на уровень Ca2+ в тромбоцитах. Предполагается, что данный механизм связан с синтезом оксида азота (NO) из L-аргинина. Эффект NO реализуется через активацию растворимой гуанилатциклазы, которая приводит к увеличению уровня внутриклеточного цГМФ. Последний, в свою очередь, и обуславливает торможение активации, адгезии и агрегации тромбоцитов путем уменьшения содержания в них Ca2+.

Отметим также, что возможны и другие гемостатические механизмы, связанные с вовлеченностью ионов кальция в исследуемый процесс, т.к известно, что кальций является обязательным участником всех фаз гемостаза[1]. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что и таурин также регулирует уровень кальция как прямо, так и косвенно, через стимуляцию синтеза NO [6].

Известно, что физиологические эффекты NO применительно к системе гемостаза проявляются и в модуляции высвобождения вазоактивных медиаторов, а также во влиянии на липидный обмен - блокировании окисления липопротеинов, прежде всего фракции ЛПНП. В нашей работе мы оценивали влияние препаратов L-аргинина и таурина на показатели липидного спектра крови у вышеназванных пациентов. В этой связи необходимо отметить тот факт, что таурин обладает гепатопротективными свойствами и может выступать как антогонист продукции NO.

Уровень общего холестерина (ОХ) плазмы в группе контроля составлял 5,9±0,1 ммоль/л. В опытной группе количество общего холестерина достоверно снижалось до 5,5±0,1 ммоль/л (P<0,001) (таблица 2), наблюдалось достоверное увеличение фракции ЛПВП (от 0,99±0,01 до 1,2±0,02 ммоль/л), и также снижение фракций ЛПНП (от 3,59±0,12 до 3,3±0,15 ммоль/л).

Таблица. 2. Показатели липидного обмена у пациентов с ИБС (n=72, x±∆x, p<0,001)

 

 

Группа

 

Показатель, ммоль/л

Общий холестерин

ЛПВП

ЛПНП

Триглицериды

Опытная

 

5,5±0,1

 

0,99±0,01

 

3,59±0,12

 

3,01±0,15

Контрольная

 

5,9±0,1

 

1,2±0,02

 

3,3±0,15

 

2,21±0,13

 

Подобные закономерности согласуются с рядом литературных данных и могут быть обусловлены тем, что таурин участвует в регуляции активности аполипопротеина А-1, который является переносчиком ЛПВП и необходим при их сборке [3]. Аналогично, в опытной группе в сравнении с контролем достоверно снизижалась концентрация триглицеридов (ТГ) (3,01±0,15 до 2,21±0,13 ммоль/л (P<0,001)).

Выводы.

1.       Сочетание L-аргинина и таурина способствует достоверному снижению показателей агрегационной активности тромбоцитов у пациентов, страдающих ИБС.

2.     Приём L-аргинина и таурина на фоне базисной терапии сопровождается достоверным изменением показателей липидного спектра крови – снижением общего холестерина, холестерина-ЛПНП, триглицеридов и увеличением количества холестерина-ЛПВП.



Список литературы

 

1. Головченко Ю.И., Трещинская М.А. Современные представления о физиологии и патологии эндотелия сосудов головного мозга // Украинский химиотерапевтический журнал. - 2008. – Т. 22. – №1-2. – С. 22– 28.

2. Мамедов М.Н., Чепурина Н.А. Суммарный сердечно-сосудистый риск: от теории к практике / под ред. Р.Г. Оганова. – М., 2008. – 40 с.

3.    Меркулов С.А. Лекарственно-индуцированные поражения печени у больных туберкулезом легких: оптимизация лечения и профилактики. Автореф. диссерт. на соискание ученой степени канд. мед. наук. - Волгоград, 2014. - 18 с.

4. Требухов А.В. Эленшлегер А.А., Ковалев С.П. Кетоз коров и телят. – Барнаул, РИО Алтайского ГАУ.- 2018. -173 с.

5. Филатова О.В., Требухов А.В., Киселев В.Д. Взаимодействие давления и потока в регуляции диаметра крупных артериальных сосудов. – Барнаул: АлтГУ, 2003. – 28 с.

6.   Lourenco R., Camilo M.E. Taurine: a conditionally essential amino acid in humans? An overview in health and disease // Nutr. hosp., 2002. – Vol. 17. – №6. – P. 262–270.