Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ УРОК КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
13 апреля 2016г.

Принимая во внимание, что в современной школе практически отсутствуют здоровые дети, то сила влияния внутришкольной среды обитания на их здоровье возрастает многократно[1]. В этих условиях справедливо признается, что охрана здоровья учащихся не может обходиться без участия педагогов. Уже давно не оспаривается лозунг, суть которого в том, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся - проблема и педагогическая. Хотя нельзя полностью согласиться утверждениями отдельных авторов [3], что именно учитель в реальных условиях может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем родители или медицинские работники. Результаты специального исследования, проведенного институтом возрастной физиологии РАО совместно с Центром образования и здоровья МО РФ [2] позволили выявить основные школьные неблагоприятные факторы, «Стрессовая педагогическая практика», «Интенсификация учебного процесса». Многие из этих выявленных факторах могут проявляться на конкретном уроке.

Цель исследования состояла в оценке уровня здоровьесберегающих компетенций учителя на уроке. Соответственно задачи включали: оценку уровня педагогического мастерства учителя, гигиенического сопровождения и уровня психологического комфорта на уроке. Методика: экспертная оценка здоровьесберегающей компетенции учителя руководством и методистами школы.

При оценке уровня педагогического мастерства отмечали следующие моменты: устно или письменно ставит цели обучения; уверенно ли владеет преподаватель учебным материалом; демонстрирует ненасильственные приемы обучения; использует связи с другими предметами, дает задания интегрированного типа; уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности; использует раздаточные дидактические материалы; использует динамические дидактические материалы; стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знаний; создает условия для познавательной активности учащихся; поощряет индивидуальные учебные достижения; инициирует речевую активность учащихся и обращает внимание на качество их речи; без задержки заканчивает занятие; учитывает особенности учащихся в процессе урока и при выдаче домашних заданий; строит учебное занятие на проблемной основе и диалоговой основе.   При оценке уровня педагогического мастерства комиссия отметила как положительные, так и отрицательные аспекты

Положительные стороны: большинство учителей (71%) ставят конкретную цель урока и реализуют их в течение всего занятия; 94% учителей уверенно владеют учебным материалом; 91% учителей демонстрируют правильную, выразительную, ясную речь; 96% учителей не перебивают, не проявляют неприятия, раздражения гнева; около половины учителей (57 %) используют раздаточные и динамические дидактические материалы; 81% учителей строят занятие на диалоговой основе. Среди негативных оценок выделены: 81% учителей не учитывают особенности учащихся в процессе обучения; 36% учителей не стимулируют обоснование, аргументацию ответов;42% учителей не поощряют индивидуальные учебные достижения;33% учителей с задержкой заканчивают занятие; 41% учителей не используют связи с другими предметами, не дают задания интегрированного типа.

При оценке гигиенических условий обращалось внимание на такие вопросы: гигиенические условия в классе (кабинете): чистота, температура и свежесть воздуха; число видов учебной деятельности на уроке; средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности; число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный; чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения; длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами; позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; физкультминутки и физкультпаузы как обязательная составная часть урока; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. Положительными моментами организации этой стороны здоровьесбережения явилось то, что гигиенические условия в классе соответствовали норме на уроке у 94% учителей; 81% учителей использовали несколько видов учебной деятельности за урок; у 86% учителей средняя продолжительность и частота чередований видов учебной деятельности соответствовали норме; итоговая плотность урока у 81% учителей на уроке соответствует норме. Негативные стороны: 43% учителей не используют методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения; 75% учителей не формируют отношение к человеку и его здоровью, как к ценности; на уроке у 51% учителей позы учащихся и их чередование не происходит; у 48% учителей на уроке длительность применения технических средств обучения не соответствует норме; вид учеников, выходящих с урока, в 62% случаев: утомленный, растерянный или агрессивное, «взвинченное» состояние.

Психическое состояние учащихся оценивалось по таким критериям: наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке; благоприятный психологический климат на уроке; умение учителя предупредить эмоционально-психическое перенапряжение; наличие микроконфликтов между учителем и учащимися; преобладающее выражение лица учителя на уроке; итоговая плотность урока; момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности; темп и особенности окончания урока. При оценке психологического климата на уроке эксперты отметили, что у 70% учеников имеется мотивация к учебной деятельности; в 91% случаев отмечался благоприятный психологический климат на уроке. Практически не отмечались случаи микроконфликтов учителей с учениками.

При проведении данного исследования оценивалось, как используются современные педагогические технологии.



Таблица 1

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий


 

Перечень здоровьесберегающих педагогических технологий

Частота использования (в % на 100 опрошенных)

Р ± m

1.Технологии развивающего обучения

51,7±5,9

2.Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности

83,4±4,4

3.Технологии интенсификации обучения на основе схем и знакомых модулей учебного материала

68,4±5,5

4.Педагогическое проектирование

33,4±5,5

5.Информационные технологии

31,7±5,5

6.Технологии личностно-ориентированного обучения

85,0±4,3

7.Технологии авторских школ

8,3±3,3

8.Элементы здоровьесбережения в контексте урока или за его рамками

 

80,0±4,7

9.Технологии развития критического мышления

56,7±6,1

10.Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний

 

86,7±6,4

11. Технологии на основе личностного подхода

88,4±3,8

12.Технологии на основе компетентного подхода

46,7±6,1

13.Методические подходы и теоретические концепции воспитания с гуманно- личностными, социально ориентированные и здоровьесберегающие технологии развития и воспитания личности

 

46,7±6,1




Из приведенных данных (Табл.1) видно, что среди различных видов здоровьесберегающих технологий наибольшее распространение получили : «Технологии на основе личностного подхода» (88,4%), «Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности» (83,45), «Технологии личностно-ориентированного обучения» (85,0%), «Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний»(86,7%).

Для реализации широкого использования здоровьесберегающих технологий безусловной предпосылкой является и удовлетворительное материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Однако, как показали наши исследования, здесь не все еще благополучно.



Таблица 2  

Материально-техническое обеспечение учебного процесса


 

 

Перечень единиц материально-технического оснащения

Оценка уровня обеспечения ( в % к итогу)

Полное

 

( Р ± m)

Не полное

Нет

Итого

1.Программы, учебно-методические комплексы

72,8±5,3

27,2

0

100,0

2.Учебники

67,4±5,6

30,9

1,7

100,0

3.Учебно-методическая литература

78,2±4,9

18,2

3,7

100,0

4.Наглядные пособия, приборы и т. п.

20,0±4,8

76,6

3,4

100,0

5.Технические средства обучения

23,7±5,0

61,9

14,4

100,0

6.Оборудование рабочего места преподавателя

45,5±5,9

49,1

3,4

100,0

7.Оборудование рабочего места обучаемых

58,2±5,8

36,4

5,4

100,0

8. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета (площадь, освещение, микроклимат, вентиляция

76,4±6,0

21,9

1,7

 

Как следует из приведенных данных (Табл.2), в большей степени материально-техническое обеспечение, как благоприятный фон эффективного здоровьесбережения более или менее удовлетворителен по таким позициям, как обеспечение учебно-методической литературой, обеспечение программами и учебно- методическими комплексами.

Список литературы

1.     Александрова И.Э. Степанова М.И. ,Седова А.С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников. Российский педиатрический журнал.2009;2:4-11.

2.     Бирюкова  Н.А.  Здоровьесберегающие  технологии  в  общеобразовательном  учреждении//Гигиенаи санитария.2006.№1.С.76-77.

3.     Смирнов  Н.К.  Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  в  работе  учителя  и  школы.- М.:АРКТИ,2003.-272с