Бишкек
05 февраля 2016г.
Актуальность.
Полноценное питание – важнейшее условие хорошего здоровья, нормального роста и развития детей. Особая роль в этом отношении принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма всеми незаменимыми микронутриентами [2,3].
Минеральные вещества выполняют в нашем организме многообразные функции. В качестве структурных элементов они входят в состав костей, участвуют в регуляции кислотно-щелочного равновесия в крови и других органах, содержатся во многих ферментах, катализирующих обмен веществ в организме [1].
Недостаточное потребление микронутриентов является массовым и постоянно действующим фактором, оказывающим отрицательное влияние на здоровье, рост и развитие учащихся [1].
В связи с этим нами был изучен минеральный состав пищевого рациона учащихся музыкальной школы- интерната
Материалы и методы. Изучено фактическое питание учащихся музыкальной школы-иинтерната в возрасте от 10 до 17 лет путем анализа суточных рационов (по 40 меню-расскладок). Минеральный состав рационов оценивался по основным показателям регламентируемыми нормами [6]. Результаты исследования обрабатывались по программе EXCEL – 2007 (MicrosoftCo, 2007, США) , Statistica 6.
Результаты и обсуждения.
Для оценки недостаточности минеральных веществ в рационах нами рассчитывалось количество макро – и микроэлементов по сезонно, и представлено в Табл.1, а сравнительный анализ содержания с рекомендуемыми нормами представлен на Рисунке 1 и 2.
Таблица 1
Содержание минеральных веществ в суточном рационе учащихся музыкальной школы-интерната (мг/сут), n= 40
Минер.вещес тва
|
Весенний сезон
|
Летний сезон
|
Осенний сезон
|
Зимний сезон
|
В среднем за год
|
Макроэлементы, мг
|
Калий
|
2137,3±64,7
|
2412,0±164,8*
|
2170,1±73,0
|
2374,5±112,0
|
2273,4±103,6
|
Кальций
|
272,9±25,32
|
542,33±41,76***
|
470,3±40,43***
|
432,0±42,4
|
429,3±37,47
|
Магний
|
303,3±14,54
|
384,5±10,75**
|
336,1±16,78**
|
335,7±18,21
|
339,9±15,7
|
Натрий
|
6391,4±196,4
|
7837,0±308,7***
|
8084,8±219,8***
|
4927,7±149,8
|
6810,2±218,6
|
Фосфор
|
933,9±23,15
|
1165,61±36,0*
|
1101,1±42,76***
|
1107,5±42,0
|
1020,7±35,97
|
Микроэлементы, мг
|
Железо
|
13,6±0,41
|
14,4±0,59
|
13,28±0,66
|
13,38±0,54
|
13,6±0,55
|
Йод
|
0,02±0,001
|
0,03±0,002
|
0,02±0,001
|
0,02±0,002
|
0,03±0,002
|
Кобальт
|
0,03±0,08
|
0,04±0,002
|
0,03±0.002
|
0,04±0,002
|
0,04±0,001
|
Марганец
|
5,01±0,07*
|
5,07±0,21
|
4,01±0,40
|
6,40±0,26*
|
5,12±0,24
|
Медь
|
1,47±0,03
|
1,77±0,03
|
1,64±0,07
|
2,08±0,06
|
1,74±0,05
|
Молибден
|
0,11±0,03
|
0,14±0,006
|
0,13±0,007
|
0,15±0,004
|
0,13±0,005
|
Фтор
|
0,23±0,006
|
0,29±0,01
|
0,23±0,01
|
0,26±0,01
|
0,25±0,01
|
Цинк
|
9,07±0,13
|
10,9±0,28*
|
9,41±0,34
|
9,75±0,28
|
9,78±0,26
|
Примечание: ***р<0,001- различия высоко достоверны при сравнении содержания Ca, Na и P в осеннем периоде, чем в весеннем; **р< 0,01- различия средне достоверны при сравнении содержания Мg в осеннем периоде, чем в весеннем; **р< 0,05- различия достоверны при сравнении содержания К и Р в летнем периоде по сравнению зимой.
Рис.1. Содержание макроэлементов в суточных рационах учащихся в сравнении с рекомендуемыми нормами (мг).
Общее количество калия в суточном рационе учащихся составил в среднем за год 2273,4±103,6 мг (Табл.1), что не соответствует суточным потребностям учащихся (Рисунок 1). При анализе содержания калия по сезонам имеется высоко достоверное (***р<0,001) различие между осенним и летним периодами.
Кальций играет важную пластическую роль, являясь основным структурным элементом костной такни, а также, участвует процессах свертывания крови, сокращения мышц, оказывает противовоспалительное действие. При анализе суточного рациона содержание кальция в среднем за год составил 429,3±37,4 мг, что ниже рекомендуемых суточных норм на 40%. При сравнении имеется высоко достоверное (***р<0,001) различие в летнем и осеннем сезонах (Табл.1). Недостаточное его количество в суточном рационе обусловлено малым потреблением продуктов богатых кальцием. Такие продукты, как кефир и творог в рационе учащихся отсутствует [1,5].
Как видно из Табл.1, в обследованных рационах питания отмечалось высоко достоверное низкое потребление фосфора в летний сезон по сравнению с другими сезонами (***р<0,001), поступление фосфора с пищей в среднем за год составил 1020,7±35,9 мг, которое не покрывает суточную потребность учащихся. Это объясняется не достаточным потреблением мяса, рыбы и рыбных продуктов
Магний помогает сохранить мышечную силу и выносливость, препятствует повышенной возбудимости детей [4,5]. Общее количество магния в суточном рационе учащихся не покрывает их суточную потребность ив среднем составило339,9±15,7мг (Табл.1), при норме 400 мг (Рисунок 1). Различие в потреблении магния не выявлено, при сравнении по сезонам имеется не значительное колебание содержания в суточном рационе. Малое поступление обусловлено ограничением потребления свежих овощей и зелени.
Оценка достоверности различий по микроэлементам показала, что содержание в рационах марганца, меди и молибдена соответствует суточным потребностям учащихся, и по сезонам года поступление этих веществ находится на одинаковом уровне (Рисунок 2).
Рис.2. Содержание микроэлементов в суточных рационах учащихся в сравнении с рекомендуемыми нормами (мг).
По данным исследований потребление железа с пищей составило, в среднем, по сезонам года 13,6±0,55мг/сут. При этом следует учитывать, что в представленных рационах такой уровень железа был обеспечен достаточным содержанием в рационе зернобобовых продуктов, т.е. продуктов растительного происхождения, содержащих негемовое железо. Из них усваивается организмом 8-13%.
Физиологическое значение йода связано с его участием в функционировании щитовидной железы. Как видно из Табл.1, поступление йода с пищей в среднем за год составил 0,03±0,002 мг, которое не покрывает суточную потребность учащихся. В норме суточная потребность детей и подростков составляет от 0,10 до 0,18 мг/сут.
Выяснилось, что изучаемый рацион подростков содержит только 6,25% фтора от суточной потребности. Общее количество фтора в суточном рационе учащихся в среднем составило0,25±0,01мг, а при норме 0,3-0,4 мг (Рисунок 2). Значение фтора заключается в активном участии в процессе развития зубов и костеобразовании.
Содержание цинка в исследуемых рационах подростков колеблется от 9,41±0,34 мг до 10,9±0,28 мг/сут. В среднем, учащиеся музыкальной школы получали 9,78±0,26 мг микроэлемента, что составляет только 81,5% от суточной потребности (Рисунок 2). Недостаток цинка в организме приводит к гипохромной анемии и повышенной утомляемости.
Таким образом, с суточным рационом учащихся во все сезоны года в малом количестве потребляются Са, К, Р, Mg, F, Znих баланс в организме у учащихся нарушен. В связи с этим, работа по оптимизации питания детей и подростков должна включать в себя коррекцию рационов питания в школы-интерната.
Список литературы
1. Александровский С.Б. Обоснование оптимизации питания подростков в организованных коллективах продуктами повыщенной пищевой ценности: дисс. на соискание уч. степени к.м.н.- Москва, 2006 г.
2. Захарова И.Н. Коррекция дефицита витаминов и микроэлементов у детей дошкольного и школьного возраста». Вопросы современной педиатрии №5. Том №8. –Москва, 2009.- 106-110 с.
3. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. – М.: «Медицина»,.-1988.-262-288 с.
4. Косенко И.М. «Микронутриенты и здоровье детей».Вопросы современной педиатрии№ 6. Том 10. – Москва, 2011. – 179-185 с.
5. Спиричев В.Б. Витамины и минеральные вещества в питании и поддержании здоровья детей. – М.: Валетек,. – 2007.-24 с.
6. Эсенаманова М.К., Кочкорова Ф.А., Цивинская Т.А., Р.М. Атамбаева «Значение минеральных веществ в питании юных спортсменов» Центрально- азиатский медицинский журнал. - Бишкек, 2012 г. - №3т.XVIII. c. 307-310.
7. Эсенаманова М.К., Кочкорова Ф.А., Саржанова К.С. Рекомендуемые нормы потребления пищевых веществ, энергии и пищевых продуктов для различных групп населения КР, методические рекомендации.- Бишкек, 2011 г.
|