Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Современный социум в России можно во многом связать с такими преобразованиями, которые радикальны в политическом и социально-экономическом отношении. Социально-экономическая реальность в предполагает наличие экономики, основанной на рыночных отношениях с криминальной долей участия, низкой социальной защищенности населения, кардинальном изменении прежней системы социальных ценностей. Это во многом связано с тем, что мировой финансово-экономический кризис в большей степени отразился на политической и социальной жизни России, предполагая выработку социальными группами новых адаптационных стратегий. Современная ситуация  в стране характеризуется  в  большей степени снижением уровня и качества жизни, что во многом определяется негативным социальным самочувствием людей, приводящим к возрастанию психосоматических болезней и т. п., что в большей степени характерно в связи с неоднозначными последствиями социально-экономических, культурных и духовных трансформаций на уровне молодежного социума. Все это позволяет говорить о необходимости прогнозирования обозначенных деструкций и о разработке стратегии конструктивной социальной адаптации молодежи, являющейся инновационным ресурсом общества, к социально-экономическим изменениям в современной России.

В настоящее время существует большое количество исследований феномена социальной адаптации. Однако возрастает необходимость исследования современной трансформации механизмов социальной адаптации, а так же исследование их специфики в современных условиях.

Мы рассматриваем социальную адаптацию как процесс духовных изменений личности, как активную способность приспособления личности к новым условиям существования. Это во многом свидетельствует о значимости обозначенного процесса для социальных, психологических и физических составляющих жизнедеятельности.

Молодежь является специфической социально-возрастной группой, находящейся в силу своих возрастных и психических особенностей в процессе деятельного профессионально-социального становления. При этом следует отметить, что на современном этапе развития общества мы можем наблюдать эффективное приспосабливание к системе рыночных отношений, умение быстрого включения в нее. Ощущение уверенности во многом обеспечивает успешное приобретение нового экономического и социального опыта. Однако это еще не является свидетельством успешной социальной адаптации современной молодежи, так как об этом во многом свидетельствует внутренняя неоднородность этой социально-возрастной, определяющаяся степенью обладания социально-психологическими ресурсами. Кроме того следует отметить и наличие социальной сегрегации современного общества, определяющего возможности реализации данных ресурсов.

В настоящее время формируются основные междисциплинарные подходы к проблеме социальной адаптации на основании различных научных дисциплин.

Ряд исследователей, среди которых следует отметить В.В. Васнецова, P.C. Карпинскую, П. Медавара, А.Н. Северцева, Дж. Симпсона, А.Д. Слонима, A.M. Уголева, формирующих биологический подход, закладывают концептуальные основы понимания термина «адаптация». В этом случае становится возможным следующие обозначения:

-    взаимосвязь организма и среды;

-   полезность отдельных структур организма в конкретных средовых условиях;

-   процесс создания подобных полезных структур.

В последнее время используется такое понятие как «адаптациогенез», предполагающее процесс возникновения необходимых признаков и качественного изменения биологической организации, что выражается в поступательном развитии реакций.

Следует отметить обозначенный в XX век философско-культурологический подход, просматриваемый в работах У. Бакли, Дж. Де-Воса, А.Б. Георгиевского, И.Г. Гердера, Э.С. Маркаряна, Р. Рапопорта, М.В. Ромма и др. В этом случае адаптация определяется, в качестве достижения необходимого баланса посредством взаимного приспособления социокультурного пространства и человека. Адаптация, согласно данному подходу, является особой формой отражения воздействий внешней и внутренней среды, которая заключается я в тенденции к установлению с ними динамического равновесия.

С XIX века разрабатывается социологический подход, в этой связи можно выделить труды Л.В. Кореля, Р. Мертона, И.А. Милославовой, Т. Парсонса, и др.. В рамках этого подхода адаптация рассматривается как баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной средой.

С точки зрения современного психологического подхода, сущность адаптации заключается в тесной взаимосвязи этого процесса с социализацией личности.

Так, все обозначенные выше подходы акцентируют наше внимание на междисциплинарной специфике, предполагая рассмотрение адаптации во-первых, в качестве процесса, и в качестве результата, во-вторых, в качестве механизма приспособления, то есть достижение равновесия, в-третьих, в качестве развития; в- четвертых, в качестве взаимодействия с новой. Однако с учетом всех составляющих следует отметить, что социальная адаптация по своей структуре предполагает процесс реализации личностью своих внутренних ресурсов в определенных условиях. Однако приоритет отдается социально-психологическим концепциям. В этой связи следует рассмотреть бихевиористскую точку зрения на концепцию социальной адаптации, которая предполагает понимание адаптации как «приспособления» (adjustment). В этом случае адаптация является процессом (или состоянием, достигаемым в качестве результата этого процесса) физического, социально- экономического или организационного изменения в рамках группового поведения и социальных отношениях в целом.

Психоанализ рассматривает социальную адаптацию в качестве процесса наступившего баланса между продуктивностью, способностью человека наслаждаться жизнью и психическим равновесием. В этом случае процесс адаптации влияет на изменение личности и среды, когда становятся возможными отношения адаптированности.

Интеракционистское направление предполагает рассмотрение социальной адаптации в качестве процесса использования человеком создавшихся условий для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение предполагает успешное принятие решений, явную инициативу и ясное определение своих устремлений, что во многом являет активность личности, творчество и целеустремленность, преобразующиеся в характере как социальная активность.

Таким образом, социальная адаптация предполагает оптимальное функционирование личности во взаимодействии со средой, оптимальную самореализацию в условиях социальной среды, степень личностной интеграции, при взаимодействии индивида с социальной среды, уровень овладения социальной средой, обеспеченная действиями индивида.

Современная социальная адаптация молодежи является динамическим процессом, когда молодой человек без внешних и внутренних рассогласований оптимально выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяя свои основные социальные потребности и занимая конструктивную позицию по отношению к тем ролевым отношениям, реализуемым в группе, что во многом позволяет говорить о переживании состояния самореализации и эффективного выражения своего личностного потенциала.

Основные особенности молодых людей при возможном достижении социальной адаптацииявляются:

1.      Нормативность индивидуального развития, то есть уровень психобиологического созревания и соответствующие ему ограничения.

2. Возрастная стратификация общества, то есть возрастное разделение по соответствующим группам.

3.     Совокупность социальных ожиданий на основе поведенческих стратегий, внешнего облика, форм отношений.

Возрастные особенности категории «молодежь» предполагают границы от 18 до 30 лет, когда индивид включается в различные социальные группы, становится участником разноплановых отношений, которые во многом опосредованы системой общественных ценностей и идеалов и дают возможность приобщаться к определенным формам культуры. В этой связи следует учесть возможности социальной, экономической, психологической независимости молодого человека, степень ответственности за собственные жизненные выборы.

В настоящее время ведущей деятельностью молодежи является профессиональное обучение, трудовая деятельность, что во многом позволяет говорить о реализации уровня освоения норм отношений между людьми. Процесс социальной адаптации становится возможным в связи со способностями к творческой деятельности, познавательной деятельности, максимальной работоспособности, что во многом связано с деятельностью молодежи. Все эти ресурсные возможности тесно взаимосвязаны с развитием интеллектуальных способностей, обеспечивающие возможность вырабатывать нестандартные подходы к решению уже известных проблем. Это позволяет говорить о динамичном построении карьерного роста и возможностях дальнейшего разностороннего личностного развития.