Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ

Авторы:
Город:
Томск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2016г.

Широкое использование виртуальных ресурсов трансформирует все элементы современной социальной системы. Виртуальная реальность воспринимается как благо, так как снимаются проблемы: территориальной удаленности, времени поиска информации, отсутствия материального оснащения, недостаток интеллектуальных ресурсов и пр. Несмотря на все вышеперечисленные плюсы, внедрение виртуальных ресурсов приводит к возникновению новых социальных страхов, к возникновению внешних и внутренних барьеров личности. Виртуальная реальность становится новой социальной ценностью, игнорировать которую уже невозможно. Этот факт отметил М. Кастельс говоря, что виртуализация человеческой деятельности приводит к становлению новых форм различных социальных институтов, структур и сообществ. [5; 493] Виртуальная реальность становится естественной средой обитания, как когда то это произошло с миром культуры. Основная опасность, которую обозначает Отюцкий, связана с потребностью переосмысления нового образа жизни человека, формирующейся виртуальной культуры, осознанием роли предназначения и перспектив развития человечества. «…надвигающаяся на нас третья компьютерная революция, может быть, приведет к трудно предвиденным результатам, к созданию компьютеров немыслимых скоростей и интеллектуальных компьютеров. Будут ли эти компьютеры превосходить человеческий интеллект, станут ли они соперниками, друзьями, врагами, помощниками или господами человека…» [8; 66].

Одной из ведущих задач выступает необходимость снижения напряжений, связанных с появлением новых видов социальных страхов в виртуальном обществе. Под понятием социального страха понимается состояние сознания, которое связано с факторами изменений, происходящих в обществе. Это состояние характеризующееся переживанием нестабильности, потерей как внутриличностного, так и межличностного комфортного пространства. Результатом чего является переживание потери опоры из вне, стабильности, отчужденности, порождая негативное отношение и даже враждебность по отношению к имеющимся социальным нормам.

В отечественной науке можно выделить следующие подходы в понимании сущности социальных страхов:

1.   Асланова утверждает, что социальные страхи являются индикаторами статусной идентичности. [1]

2.   Лебедева С.О и Козырева П.М говорят о социальных страхах как о ценностно-когнитивном состоянии личности, характеризующем процессы адаптации к новым условиям жизни. [6;6]

3. Русалинова говорит о социальном самочувствии как об оценке состояния комфорта-дискомфорта. [10]

Таким образом, социальный страх – это состояние, возникающее в ситуации социальной неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции; восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено непознаваемым источником опасности, с которым еще предстоит столкнуться. [4]

Специфика социальных страхов в том, что они носят массовый характер и выполняют двоякую функцию. С одной стороны выполняют конструктивную, созидательную функцию сохранения имеющегося положения в обществе и стабилизирующую внутриличностное состояние, актуализируя особую значимость имеющихся ценностных приоритетов. С другой стороны, социальные страхи являются предвестником того, что в обществе грядут перемены, в социуме наличествует кризисные явления, призывающие человека к поиску себя и идентификации себя по отношению к обществу. Страх – это естественная реакция на переживание необходимости отказа от имеющегося по отношению к предстоящим изменениям, это внутреннее побуждение человека к сохранению имеющегося и осознанию невозможности этого сохранения при отсутствии осознанного плана действий осуществления новых проектов будущего.

Природа социальных страхов взаимосвязана с биологической реакцией страха. В этом смысле соотношение страха и тревоги отражает единство биологического и социального в человеке. [2;37]

Виртуальное общество порождает новые виртуальные страхи, требующие изучения и выработки методик по снижению социальных напряжений. Рассмотрим некоторые из них.

1.     Страх потери Я как субъекта носителя памяти приводит к эпистемологическому одиночеству и отчуждению. В современных условиях сама необходимость развития  памяти человеком снимается,  ее роль выполняют искусственные накопители. Главное - быть активным пользователем, поисковиком, транслятором. [3;226] При наличии определенных технических средств, всегда есть возможность получения информации любого характера вне зависимости от места нахождения. Человек определяет свое место в мире опосредованно через геолакацию. Отсутствие гаджета приводит к внутреннему ощущению потерянности во времени и пространстве. Человек переживает панику, когда связь через гаджет становится невозможной, чувство фрустрации приводит к когнитивному диссонансу.

Таким образом, страх потери памяти – это страх потери себя, через потерю прошлого, настоящего и невозможности отчетливого ясного представления своего собственного будущего. Снижение внутреннего напряжения, связанного с этим видом страха возможно при установлении общей целеположенной деятельности, систематизации получаемых знаний и опыта, что позволит Я чувствовать себя неотрешенно от социума, а его элементом. Позволит создать перспективу для долговременного планирования, построения ясного будущего, находиться в контексте целого. Построение целостной картины мира личности и социума позволит удовлетворительно определять себя.

2.      Отсутствие необходимости в регулярной активизации сознания, требующей самостоятельного мышления, порождает страх разрушения смыслового континуума. Нивелируется прогностическая функция мышления, система миропонимания становится описательной, а не критичной. Мышление направленно на получение информации, а не на выявление внутренней логики, алгоритма ее содержания. Виртуальные ресурсы содержат необозримое количество информации, это приводит к ситуации неопределенности и дезориентированности. К снижению коэффициента затраченных усилий, а, следовательно, активность работы сознания. К снижению критичности при отборе информации. Как правило, такое знание поверхностно и не может претендовать на глубинное понимание, а самое главное, оно носит зрелищный, репрезентативный характер. Страх быть не зрелищным, не репрезентативным требует создания более ярких, зрелищных компьютерных инсталляций, что предполагает трансформацию эстетического. Самостоятельность и уникальность заменяется компиляцией имеющихся более зрелищных образов себя (аватары), что приводит к отказу от оригинальности собственного представления в виртуальном мире и как следствие приводит к экзистенциальной проблеме появления человека с техническим интеллектом. «Технический интеллект, лишенный чувств и интуиций, способности понимания и прозрения, становится одной из самых опасных вещей в мире» [12; 37].

Эта ситуация порождает чувство страха, связанного с потерей личностно-ориентированного подхода презентации себя, который более не диктуется морально-эстетическими потребностями общества. Разрушение эстетических критериев в обществе меняют саму цель и функции современной эстетики, которая более не может претендовать на объективно-эстетическое переживание реальности, порождая плюрализм субъективных оценок, разрушая пространство для эстетического дискурса и возможности критического отношения к создаваемым образам. Это приводит к страху эмоциональной изолированности проявляющейся в эстетическом одиночестве, аксиологической субъективности, эмоциональной глухоте по отношению к другим и социальным нуждам в целом.

Преодоление аксиологической субъективности возможно только в контексте применяемых коррекционных мер по отношению к двум иерархическим моделям «должного» (виртуальной и  реальной). «Должное»  как наилучшее из возможного, позволяет выйти за пределы собственной субъективности, создавая  условия для обогащения личного переживания презентации себя. Модель «должного» создает поле для со-бытия, со- переживания, со - участия в социуме, преодолевая тем самым эгоцентризм концепта.

3.     Страх разрушения образовательно-воспитательной системы, конституирующей единое контекстуальное социальное пространство. Разрушается роль как преподавателя в образовательном процессе, так и роль авторитетов на которые опиралась система образования. Роль преподавателя заключается в формировании единого, объективного смыслового пространства, начинают заменять информационные технологии. Современная образовательная парадигма делает акцент на самообразовании, которое нивелирует роль преподавателя до контролирующей функции. Самообразование предполагает активное использование виртуальных ресурсов, где главное - это получение определенного объема информации, а не приобретение навыков отбора, рефлексии получаемой информации. Эта ситуация усиливает тревожные переживания и порождает страх, связанный с переживанием собственной неполноценности перед требованиями к современному человеку - быть дивергентом. Боязнь неоправдать ожидания техногенного, технологического, совершенного общества запускает программу собственного бессилия и невозможности адекватно социализироваться.

Снижение социального напряжения возможно только при условии создания программ «оптимистических перспектив», позволяющих максимально эффективно использовать воспитательно-образовательный потенциал каждого члена общества в соответствиями с его возможностями. [9; 712] Целью педагогической деятельности является формирование, оценка и коррекция картины мира учащегося с учетом современных требований общества.

4.     Страх смысловой деструкции, приводящий к разрушению культурных ценностных смыслов. Целостность восприятия текста отвечающего за понимание, разрушается в связи с формированием нового виртуального сленга, с появлением новых сленговых слов, лексики, понятий, не имеющих четкого смыслового пространства, что способно привести к смешению смыслового пространства, его опустошению (симулякривности), что грозит «лингвистической катастрофой». Так с позиции теоретика постмодернизма У. Экко «Компьютерный сленг - столь распространенные сокращения слов и сообщений в слое виртуального общения людей – образец телефатической редукции как предвестия Вавилона и смешения языков, предвестие лингвистической катастрофы» [11; 33].

Технологические средства репрезентации культуры не должны стать самостоятельным конституирующими явлениями. Для преодоления этого вида напряженности и снижения страха разрушения культурных ценностных смыслов необходимо создавать и популяризировать проекты повышающие культуру и этику языка, усиливающие и объясняющие значимость культурных ценностей. Важно осмыслять перспективы развития культуры, вырабатывать новые социально-культурные стандарты в обществе.

5.     Идологический страх, приводящий к потери внешней и внутренней свободы. Появляется новая форма фетишизма. Виртуальный мир превосходит реальный по объему, скорости получения информации и решению проблем, зрелищности. Это новый ритуал общения, предполагающий новые формы ритуальных отношений, который создает ощущение эйфории от собственных познавательных возможностей и творческих потенциалов. Виртуал - это новый идол.

Порождается эффект безответственного отношения перед социальным выбором и внутренним социальным самоопределением, соответственно приводит к отказу от потребности в общественном признании, в оценке, приводит к потере боязни сделать что-то неправильно, быть опозоренным, что усиливает анархические тенденции, деструктуризируя общество. Очевидно, необходимо создавать легитимные условия самоопределения личности, опирающиеся на новую объективную систему ценностей. Это значит, необходима новая идеология, выполняющая ценностно-корректирующую, объединяющую и направляющую функцию, подчиненную общей цели.

Масштабность использования интернет технологий охватывает фактически все сферы человеческой жизни, заменяя реальные объекты бытия виртуальными копиями (опосредованными виртуальными аналогами). Это меняет само отношение к реальной жизни, порождая новые виды внутриличностных страхов и социальных напряжений. Снижение социального напряжения в связи с новоявленными страхами возможно при условии усиления внимания к формированию целостной картины мира, объективной системы ценностей, создания программ «оптимистических перспектив», сохранения традиционных культурных знаков и поддержки модернистических тенденций, исключая подмену одних другими. Снижение социального напряжения возможно при формировании новой идеологии виртуального общества.

 

Список литературы

1.     Асланова О.А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. Электронный журнал. [Элект. ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-izmeritelnyy-instrumentariy-pokazateli- i-sotsialnye-kriterii (дата обращения 12.03.2016)

2.     Баринов Д.Н. Социальные тревоги: понятие, природа, роль в жизни общества. – М. Алекс, 2010. – 204с.

3.     Герман О.Н., Радишевская Л.В. Влияние Виртуальных ресурсов на образовательный процесс// Современное образование: проблемы взаимосвязи образовательных и профессиональных стандартов: матер. Международ. Научно-методической конференции. Томск. Изд-во ТУСУР. 2016. С.224-226

4.     Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

5.     Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999. - С. 492 – 505

6.     Козырева П.М. Социальная  адаптация населения России в постсоветский период //  Социологические исследования. – 2011. - №6. – С.24-35

7.     Лебедева С.О. Социальное самочувствие граждан//Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания: Материалы научной конференции. – Волгоград, 2007. – С.139-142

8.     Отюцкий Г.П. Лекция одиннадцатая. Человек эпохи компьютерной революции:развитие методологических подходов к исследованию//Социальные технологии, исследования. – 2015. - №2. – С. 65-82.

9.     Петрова М.В. Ресурсы социально-культурной деятельности дестких общественных организаций по преодолению социальных страхов у подростков// Современные проблемы науки и образования. – 2014. №6, с.712-713

10. Русалинова А.А. Применение метода групповых оценок в социально-психологических исследованиях//Эксперементальная и прикладная психология. Учен. Зап. ЛГУ. Серия психологических наук. – Вып.4. – Л.: ЛГУ, 1971. – С.211-236

11. У. Экко «Под сетью» (Электронный ресурс)// URL: http://philosophy.ru (дата обращения

12. Фрумкин К.Г. «Клиповое мышление» и судьба линейного текста (Электронный ресурс)// URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения)