Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2016г.

Поворот интереса ученых и общественности к предпринимательству сегодня не случаен [2, 3, 5, 11]. Исторически предпринимательство было сферой деятельности, в которой могла получить самовыражение и утверждение своих ценностей активная, целеустремленная личность, успешная индивидуальная деятельность которой объективно служила развитию и упрочению общества. В настоящее время предпринимательство рассматривается как сила, которая, при условии следования высоким моральным и гражданским ценностям, может играть важную роль в поддержке преобразований современного общества, в преодолении кризиса и решении социальных проблем [4, 13].

Существование и развитие предпринимательства как субъекта социальной ответственности было одной из важнейших проблем на протяжении российской истории [7]. Понимание участниками предпринимательской деятельности своей ответственности перед обществом оказало серьезное влияние на формирование типа русского предпринимателя с определенными ценностными установками и моралью [12]. При помощи социально- исторического анализа мы можем проследить состояние нравов российских предпринимателей, их духовные резервы.

В дореволюционной России складывается положительный эталон предпринимателя, действующего согласно нравственным нормам. К основным достоинствам людей делового мира относились такие качества, как предприимчивость, деловая хватка, честность, инициативность, бережливость, а к порокам – безделье, расточительность, нечестность по отношению к взятым обязательствам, преувеличенное честолюбие, необоснованная и неоправданная щедрость. К сожалению, за годы советской власти эти нравственные традиции русского предпринимательства были во многом утрачены.

Русская философия оставила нам богатое наследие для решения проблемы гармонии социальных и индивидуальных ценностей предпринимателя [8]. Так, например, обратимся к творчеству выдающегося философа В.С. Соловьева, в чьих произведениях заложены основы религиозно-философской методологии исследований ценностных оснований экономической жизни. В труде «Оправдание добра» (1899 г.) Соловьев рассматривает этические проблемы хозяйственной деятельности в отдельной главе «Экономический вопрос с нравственной точки зрения».

Философ решительно опровергает утвердившуюся к тому времени в политической экономии точку зрения относительно автономности экономической деятельности по отношению к нравственности. Соловьев подчеркивает, что признавать в человеке только экономического деятеля, то есть производителя, собственника и потребителя материальных благ, – значит, встать на ложную и безнравственную точку зрения. Эти свойства не выражают сущности человека и его достоинства, экономическая деятельность – это всего лишь одна из сфер его деятельности.

Давая оценку экономической сфере деятельности человека, В.С. Соловьев не признавал существования не зависящих от воли людей экономических законов, потому что экономическая жизнь мыслилась им исключительно как деятельность человека, существа нравственного и  стремящегося к добру, и тем самым оказывающего непосредственное воздействие на все, что происходит в экономической сфере.

Обстоятельный анализ морального аспекта предпринимательской деятельности предпринял С.Н. Булгаков в труде «Философия хозяйства», опубликованном в 1913 году. Булгакова прежде всего интересовали религиозно- нравственные (православные) основы экономической жизни.

С.Н. Булгаков исследует обширный исторический материал по формированию предпринимательства в России и приходит к выводу, что многие русские капиталисты были выходцами из среды старообрядцев, и для них были характерны такие нравственные ценности, как обязательность, доверие и рачительность. В своей хозяйственной деятельности они руководствовались не только соображениями материальной выгоды, но и религиозно - этическими нормами.

Человеческая личность, согласно Булгакову, является самостоятельным фактором хозяйства. Нельзя до конца понять хозяйственную жизнь вне личной инициативы, вне творческого к ней отношения, волевых импульсов. Булгаков создает учение о трудовой этике, главным выводом которого является следующий: религиозно – этические заповеди (личная ответственность, идеалы подвижничества и аскетизма, честности и справедливости) благотворно сказываются на экономическо-хозяйственной жизни.

С давних времен философия решает проблему ценностной, нравственной мотивации экономической деятельности [6, 9]. В рамках этого решения очевидно: не человек существует для экономики, но экономика существует для человека. Человек является целью всякой экономической деятельности, поэтому все в ней должно быть подчинено не «интересам производства», а потребностям человека. Усвоение исторического опыта предпринимательства[10], осуществляющего свою деятельность согласно ценностям общества, решение проблемы социальной ответственности предпринимательства в современной России позволит прийти к взаимопониманию между российским бизнесом и обществом в целом [1].




Список литературы

1.     Асалиев А.М., Васякин Б.С. Развитие практической составляющей в профессиональной подготовке кадров для современной экономики России (на примере РЭУ имени Г.В.Плеханова) // Экономика устойчивого развития. 2014. № 3 (19). С. 9-12

2.     Васякин Б.С. Социально-гуманитарный аспект менеджмента //Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Арефьева И.А., Арчебасова Н.А., Билогур В.Е., Бондаренко Г.И., Бреслер М.Г., Вартумян А.А., Воденко К.В., Воронкова В.Г., Жегусов Ю.И., Зинченко В.В., Канц Н.А., Малышева Е.М., Марков Е.А., Маслова Т.Ф., Насыбуллин А.А., Осина О.Н., Ростовская Т.К., Соловьянов Н.И., Сопов А.В., Шебзухова Т.А.. Новосибирск, 2016. С. 60-62.

3.     Васякин Б.С. Современный тренинг: новые возможности в бизнесе и образовании. // Геращенко А.Л., Геращенко Ж.В., Глушач Н.Н., Буренкова Е.Л., Котеленко Е.Ю., Белогруд И.Н., Воробьева О.А., Михайловский М.Н., Щербакова О.И., Хамматова Р.С., Бобкова М.В., Ушакова В.Д., Журавкина И.С., Ушакова В.Д., Зарудная Е.А., Сажин В.Ю., Сердакова К.Г., Васякин Б.С., Пожарская Е.Л., Шульченко М.В. и др. Коллективная монография по материалам Международной научно-практической конференции 22 октября 2015 года, Москва / Коллектив авторов. Москва, 2015.

4.     Гусейнов Ф.И. К вопросу о моральном аспекте проблем экологии // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Арефьева И.А., Арчебасова Н.А., Билогур В.Е., Бондаренко Г.И., Бреслер М.Г., Вартумян А.А., Воденко К.В., Воронкова В.Г., Жегусов Ю.И., Зинченко В.В., Канц Н.А., Малышева Е.М., Марков Е.А., Маслова Т.Ф., Насыбуллин А.А., Осина О.Н., Ростовская Т.К., Соловьянов Н.И., Сопов А.В., Шебзухова Т.А. Новосибирск, 2016. С. 49-51.

5.     Гусейнов Ф.И. Моральный компонент в современном бизнес-образовании //Актуальные вопросы общественных наук в современных условиях развития страны Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2016. С. 20-22.

6.     Гусейнов Ф.И. Метафизика телесности в творчестве Габриэля Марселя//Социально-гуманитарные знания.2015. № 8. С. 161-172.

7.     Ивлева М.И. О влиянии межкультурных коммуникаций на формирование российской университетской философии XIX в. // Актуальные проблемы общественных наук в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Арефьева И.А., Арчебасова Н.А., Билогур В.Е., Бондаренко Г.И., Бреслер М.Г., Вартумян А.А., Воденко К.В., Воронкова В.Г., Жегусов Ю.И., Зинченко В.В., Канц Н.А., Малышева Е.М., Марков Е.А., Маслова Т.Ф., Насыбуллин А.А., Осина О.Н., Ростовская Т.К., Соловьянов Н.И., Сопов А.В., Шебзухова Т.А.. Новосибирск, 2016. С. 64-66.

8.     Ивлева М.И. Экологический аспект философского знания: «Логические исследования» А.Тренделенбурга // Современные ориентации общества и культуры сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 23-27.

9.     Ивлева М.И. Этические взгляды Аласдайра Макинтайра. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Москва, 1994

10. Исаева К.В., Селянская Г.Н. Практическая реализация компетентностного подхода при формировании инновационной модели образования для повышения эффективности производства//Нормирование и оплата труда в промышленности. -2014. -№ 10. -С. 56-64

11. Корнилова И.М. Исторический опыт подготовки кадров народного хозяйства в национальных республиках Поволжья (1918-1991 гг.). Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Калмыцкий гос. ун-т". Москва, 2009.10. Корнилова И.М. Русская культура и развитие просвещения у народов Поволжья в конце XIX - начале XX в. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2. С. 28-31.

12. Корнилова И.М. Русская культура и развитие просвещения у народов Поволжья в конце XIX - начале XX в. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 2. С. 28-31.

13. Корнилова И.М. Социологические исследования среди молодежи по вопросу современного высшего образования // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. Сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 131-143.