Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРИЗИС РАЦИОНАЛЬНОСТИ И СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Важным фактором формирования аксиологического сознания выступает высокое положение духовных ценностей в общей иерархии ценностей социума. Именно под их влиянием происходит структурирование остальных видов ценностей, а также раскрытие сути любой человеческой деятельности. Выработка мировоззрения на базе ценностей нации (этноса) духовно развивает личность посредством генерализации социальных и политических ценностей с ярко выраженными деонтологическими атрибутами. Примерами таких ценностей выступают патриотизм, гражданственность, любовь к своему народу. Как отмечает отечественный философ Х.С. Вильданов, «духовно развитая личность с еѐ национально ориентированными ценностными установками предполагает единую систему когнитивного, мотивационно-волевого и практически-деятельного аспектов. Когнитивный элемент включает в себя обусловленную национальными ценностями сознание, мышление, рефлексию, чувства, идеалы личности, а мотивационно-волевой и практически-деятельный элементы соответственно – определѐнную мотивацию, деятельность и поведение личности» [2, с. 29].

Национальные ценности позволяют человеку преобразовывать объективную действительность в социокультурные условия, соответствующие аксиологическому содержанию национальной культуры. Локальные ценности также лежат в основе национальной идентичности. При этом прогрессивное развитие конкретного общества детерминировано коррелятивностью национальных и общечеловеческих ценностей, т. е. национальные культуры включены в глобальные социокультурные отношения.

Сложившаяся глобальная система по своему содержанию неудовлетворительна, т. к. не содержит высших, духовных ценностей, направленных на раскрытие имманентной сущности человеческого рода. Такие ценности содержатся в национальных аксиологических наборах. К сожалению, последние подвергаются деструкции в результате столкновения с глобальными институтами.

Структура ценностей современной личности оказывается детерминирована принципами индивидуализма, нивелирующего деонтологический элемент ценностного сознания. Императивность общественного долга оказывается невостребованной и потому неэффективной, что вызывает атомизацию социальных связей. Сохраняется только долженствование перед самим собой, что актуализирует проблему утраты коллективности и кризисности экзистенциального бытия. В результате происходит тотальная деструкция аксиологических иерархий: традиционные структуры ценностей отвергаются как архаические, а модерновые идеалы просто не способны полноценно конституировать ценностное сознание. Высшие ценности – духовные, религиозные и т. д.– не имеют базы для своего формирования.

Несомненно, главный показатель общественного развития – это образ человека, воспитываемого страной. Рассматривая человека современного глобального мира как носителя неких ценностей, можно отметить, что рождается «одномерный человек», воспитанный в своѐм крайне узком социокультурном мире и неспособный воспринять иную точку зрения, слабо интегрированный в процессы общественной жизнедеятельности и беззащитный перед государственной машиной, перед которой, как ни парадоксально, преклоняется. С философской точки зрения это означает очередную экстериоризацию человеческой природы, признание сильного государства как высшей ценности.

Глобальное сообщество эволюционирует в сторону технократической псевдоцивилизации, в которой «вместо государства появится корпорация, вместо политических лидеров – менеджеры, вместо идеологии – пиар, вместо экономики – бизнес, вместо цели – еѐ суррогаты, вместо культуры – досуг, вместо народа – электорат, вместо страны – среда обитания» [4]. Глобализация дала начало массовому выращиванию «одномерных людей» – индивидуалистов гедонистического типа, относящихся к социальной среде чисто потребительски. Рождение «одномерных людей» происходит через разрушение национальной идентичности, уничтожение культурных кодов, подавление человеческого достоинства. Процессы деидентификации, обезличивания и раскультуривания стремительно близятся к той точке, за которой они принимают необратимый характер.

По нашему мнению, в современном мировом сообществе оказались подорваны основы рациональности. Ключевыми элементами в структуре «новой рациональности глобального мира» выступают ценности материального успеха, власти и богатства, в своѐм практическом воплощении порождающие иррациональные черты. Конкретным примером выступает утрата смысла рядом символов: стираются традиционные коннотации терминов «война», «свобода», «мир», тем самым искажая массовое сознание. Но это – только показатель искажения смыслов жизнедеятельности в современном мире, вполне закономерно последовавший вслед за изменением рациональных основ бытия. Одно из важнейших следствий современного кризиса – это неспособность человеческого разума контролировать все протекающие в глобальном пространстве процессы, направлять и прогнозировать их. Неопределѐнность растѐт катастрофическими темпами, что и является результатом иррациональной рациональности, «высвобождения чувственности», по А.С. Панарину [5, с. 241]. В результате глобальная система ценностей становится антигуманной и античеловеческой, т. к. делает акцент не на человеке, а на способах коммерческого применения человеческих сил. Иначе говоря, ценности становятся антиценностями.

Предотвращение цивилизационного кризиса возможно только посредством конструирования новой аксиологической структуры – определения набора общезначимых ценностей, несущих интегративный и творческий потенциал для ключевых общественных групп, и институтов, которые смогут продуцировать, распространять и поддерживать эти идеалы. Как считает крупный отечественный философ Н.С. Розов, необходимо обратить внимание на создание конструктивной аксиологии. Он пишет: «Современные и будущие кризисы (экологический, демографический, продовольственный, межнациональный, образовательный и др.) не могут быть преодолены без существенной ценностной переориентировки общественного сознания… Таким образом, необходимость разрешения глобальных проблем подталкивает к тому, что рациональное освоение сферы мировоззрения и ценностей должно начаться как можно скорее» [6, с. 111].

Безусловно, перестройка должна произойти на онтогносеологическом уровне общественного бытия, в том числе реконструированы социально-политические ценности, поскольку только они смогут интегрировать глобальное сообщество и предотвратить возникновение мировых конфликтов. Ценности государственности, гражданственности, патриотизма, социальной справедливости должны войти в ядро аксиологической структуры. Разумеется, они лежат в основе нравственности, которую, по оценке Г. Гегеля, формируют семья, гражданское общество и государство [3, с. 287].

Все три института в современном мире находятся в кризисном состоянии и не способны выступать в качестве трансляторов референтных образцов и моральных авторитетов. Именно поэтому проблема ценностного обновления, на наш взгляд, имеет два взаимосвязанных аспекта решения: институциональный и аксиологический. Ни один из этих аспектов не может считаться доминирующим, они равноправны и взаимозависимы. Таким образом, можно выделить два основных направления формирования социально-политических ценностей как объектов аксиосферы.

Институциональное направление подразумевает полномасштабную перестройку глобального социума на основе демократических принципов «общества знания» (социальная сплочѐнность, технические инновации, уважение к фундаментальным правам человека и др.) Аксиологическое направление заключается в обретении национального самосознания, национальной идеи и поиске идентичных символов.

Перспективным представляется формирование качественно нового гражданского общества, построенного на сочетании либеральных и традиционных ценностей: ценности свободы, социальной ответственности, научного прогресса, с одной стороны, и ценности семьи, коллектива, взаимопомощи, любви к своему народу, с другой стороны.



Список литературы

1.     Агацци, Э. Идея общества, основанного на знаниях [Текст] / Э. Агацци // Вопросы философии, 2012, № 10.– С. 3-20.

2.     Вильданов, Х.С. Ценность как предмет философского познания [Текст] / Х.С. Вильданов: автореферат … д. филос. н.: 09.00.01. – Магнитогорск, 2009. – С. 35.

3.     Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] / Г.В.Ф. Гегель / Пер. с нем. – М.: Мысль, 1990. – 524 с.

4.     Дегоев, В. Самоослепление: новая политическая мифология России [Электронный ресурс] / В. Дегоев // – Режим   доступа:   http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=73&tek=6475&issue=182

5.     Панарин, А. С. Искушение глобализмом [Текст] / А.С. Панарин. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 416 с.

6.     Розов, Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н.С. Розов. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та. – 1998. – 292 с.