Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ДЖОВАННИ БОККАЧЧО

Авторы:
Город:
Майкоп
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Для исследователя всегда наиболее интересны переходные эпохи, свидетельствующие о принципиальных сдвигах в общественных отношениях. Таким поворотным пунктом в развитии общества является итальянское Возрождение – эпоха, характеризующаяся радикальной перестройкой как социально-политической, так и духовной жизни при переходе от средневековья к новому времени, когда политическое знание начало выделяться в относительно автономную область человеческого мировоззрения. Ренессанс – это тема, интерес к которой не ослабевает со временем.

По своему историческому содержанию политическое творчество первых итальянских гуманистов предстает как начальный этап генезиса новоевропейской политической доктрины, когда основные ее постулаты не были еще систематически изложены и в ряде случаев оформлены в концепции, а зачастую, не имели непосредственно политического смысла. Есть все основания считать гуманистическую политическую мысль эпохи Возрождения обладающим внутренней ценностью самостоятельным этапом развития политической мысли при переходе от средневековья к новому времени. Не оспаривая тезис о Макиавелли как основоположнике новоевропейской науки о политике, нельзя не отдавать себе отчета в том, что огромные достижения мыслителя не могли не предварять соответствующие опыты его непосредственных предшественников, одним из которых был Боккаччо.

Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio; 16 июня 1313, Париж, Франция — 21 декабря 1375,Чертальдо, Италия) был младшим современником Петрарки и вместе с ним первым гуманистом и одним из наиболее ученых людей Италии. Боккаччо — жизнерадостная, эмоциональная натура. Предки его были крестьянами, но отец его был уже купцом, компаньоном банкирского дома Барди, во Флоренции. Сам Боккаччо с ранней юности «занимался благодатной поэзией» – как было написано на его могиле.

Само рождение и детские годы Джованни наложили отпечаток на его социально-политические взгляды.

Боккаччо родился в Париже от француженки Жанны, обманутой его отцом, а после ее смерти был выписан во Флоренцию. Отец Джованни был грубый практик, делец, сын – идеалист и поэт. Следовательно (так считал сам Боккаччо – А.С.) он пошел не в отца – крестьянина, а в «благородную» мать. Эта похвальба родом, в общем-то, противоречит позднейшему взгляду Боккаччо на благородство, как зависящее от доблести, а не от крови. Видимо, это была защитная реакция на деспотизм отца и мачехи. Кроме того, ему порой просто хочется верить, что в нем есть капля голубой крови, и он не так уж неровен любимой женщине королевского рода – Фьяметте.

В его творчестве  отразилась одна  из самых характерных черт эпохи Возрождения – борьба передовых идей с устоявшимся религиозно-средневековым мировоззрением. За обильными, в каждом гуманистическом сочинении,  отсылками к античном поэтам и философам, за многочисленными примерами из древней  истории, за антинизирующей формой самого произведения всегда различимо творческое лицо его автора [9, 6]. Уже в одном из первых своих сочинений «Амето» Боккаччо выражает гордость республиканской

Флоренцией: «...Несмотря на различные превратности судьбы, она стала еще могущественнее; еѐ границы простерлись далеко, подчиняя народному закону непостоянную кичливость грандов и соседние города, она пребывает в славе, готовая и на более великое...» [7, 36].

Вполне идиллическая картина, но так ли уж безмятежна жизнь Флорентийской коммуны? Нет. В XIV веке итальянские  коммуны продолжали  оставаться кипящим  котлом. Надо  сказать, что  они  представляли  собойт довольно искусственное соединение средневековых корпораций, цехов, и раннебуржуазных партий, всегда прежде всего заботившихся о своем собственном благе и растрачивавших все свои силы в беспрерывных столкновениях друг с другом. «Жирный народ» боролся с «тощим народом», гвельфы с гибеллинами, дворянские группировки с бюргерскими, представители старших цехов – с рабочими. Конечно же это не могло быть не замеченным писателем, свои взгляды он выразил в словах своей любимой героини Фьяметты: «Сам ты говорил, что твой город полон пышных слов и малодушных поступков, руководится тысячью – не законов, а мнений, которых столько же, сколько людей, он всегда в оружии, трепещет внутренней и внешней войною, изобилует гордецами, любостяжателями и завистниками, полон бесчисленных забот...» [4, 37].

В этих условиях медленно, но верно, испарялся старый республиканский дух. Власть все более сосредоточивается в руках богачей, стремящихся использовать коммунальный строй в своих интересах и делающих все возможное, чтобы отстранить широкие демократические массы от участия в управлении. В таких условиях Боккаччо, в отличие от Петрарки, в пору своей творческой зрелости был убежденным республиканцем и тираноборцем. В июле 1343 г. Флоренция восстала. Под крики «Да здравствует коммуна, народ и свобода!» – горожане окружили герцогский дворец и вышвырнули оттуда Готье де Бриенна, за год до того посаженного туда местными магнатами. В этот день Боккаччо был на стороне восставшего народа, а не Барди, одним из компаньонов которого он, по-видимому, был.

Общественно-политическая действительность Флоренции 40-х годов XIV века не только оказала весьма существенное влияние на формирование мировоззрения Боккаччо, но и обусловила историческое своеобразие его этических и эстетических взглядов. Это его гуманистическое мировоззрение отражено с наибольшей полнотой в «Декамероне», в сборнике 100 новелл, написанном на итальянском языке.

«Открывая «Декамерон» впервые; едва прочитав первую новеллу, пораженный как громом с ясного неба, восклицаешь вместе с Петраркой: «Как я попал сюда и когда?» Это уже не эволюционное изменение, а катастрофа, революция»... [8, 46] – эти слова Франческо де Санктиса можно бы было поставить эпиграфом к данной статье. В новеллах «Декамерона» подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости: на любовь, которая не знает социальных перегородок. Так Гисмонда, дочь принца, отдается слуге своего отца Гвискардо и красноречиво защищает перед отцом свое право любить человека «низкого происхождения». Возмущение природы и страсти против установленных социальных законов и предрассудков приводит у Боккаччо подчас к трагическим конфликтам. (Принц убивает Гвискардо и посылает его сердце дочери в золотом кубке; та поливает его отравленной водой и выпивает) [2, День IV. Новелла 1-я]. Так красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью.

Боккаччо зло высмеивал пороки католического духовенства, показывая все его невежество, ханжество, лицемерие. За эту острую сатиру церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов. Его сочинения были включены в список запрещенных книг. Несомненно, произведения Боккаччо отражают самую народную, самую демократическую струю в раннем итальянском Возрождении. Убежденный республиканец Боккаччо громко упрекает даже обожаемого им Петрарку за дружбу с Висконти, кровавыми правителями Милана; и не без некоторой риторики восклицает: «Нет жертвы более угодной богу, чем кровь тирана!» [7, 261].

И все же не следует, как нам кажется, преувеличивать политического радикализма Боккаччо. Да, он был вместе с флорентийским народом против грандов, но он был также и против поддерживавших герцога Афинского «босяков» – чомпи. «Чернь» Боккаччо всегда презирал и боялся, видя в ней источник смут и считал ее «...по природе своей переменчивой и глупой, трусливой, коварной и низкопоклонной» [7, 266]. «Чернь» именно в социально-политическом смысле, хотя в разряд черни у Боккаччо попадают и просто невежды, и ложные мудрецы, и схоласты, и монахи и даже некоторые богачи-меценаты [5].

Его политическими идеалами были  идеалы Флорентийского «Установления справедливости» 1293 г., позволившего вытеснить нобилей из управления городом. Прямо надо сказать, что для XIV в. это были действительно демократические идеалы. Именно флорентийский народ, с его жизненными, общественными, политическими и эстетическими стремлениями помог только что вернувшемуся из феодального Неаполя Боккаччо перешагнуть от предренессансности его первых книг к ренессансному гуманизму, характерному почти для всех его произведений, созданных во Флоренции. Народ, еще недавно раскрепощавший крестьян и объявлявший «счастливое состояние свободы» естественным для человечества («Установление справедливости» – А.С.) помог Боккаччо по-новому увидеть человека. 

 

Список литературы

1.        Боккаччо Дж. Амето: Комедия флорентийских нимф / Пер. Г.Д. Муравьѐвой и А.И. Эппеля. М.: Художественная литература, 1972.

2.        Боккаччо Дж. Декамерон. М.: Пушкинская библиотека, АСТ, 2007.

 3.        Боккаччо Дж. Стихи // Европейские поэты Возрождения. М., 1974.

4.        Боккаччо Дж. Фьямметта / Пер. М.А. Кузьмина. М.: Наука, 1968.

5.        Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

6.        Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983.

7.        Веселовский А.Н. Боккаччо, его среда и сверстники // Веселовский А.Н. Собр. соч. Пг. 1925.

8.        Де Санктис Франческо. История итальянской литературы. Т. 1. М., 1963.

9.        Сопов А.В. Социально-политические взгляды итальянских гуманистов XIV-XVI вв. Palmarium Academic Publishing. Saarbrucken, 2015.

10.      Хлодовский Р.Н. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.