Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ВОЕННЫМ ДУХОВЕНСТВОМ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
15 апреля 2017г.

Трудно переоценить роль и значение Русской Православной Церкви в военных событиях Российской империи XIX – начала XX вв. В связи с достаточно острыми отношениями с восточными государствами это обстоятельство обусловило в начале ХХ в. обратить острое внимание на усиление роли православия в офицерской среде. Управление русским военным духовенством складывалось постепенно в зависимости от перемен в общем управлении Российскими военными силами. До начала XII в., все военное духовенство в порядке управления не отделялось от епархиального, и в зависимости от места расположения тех частей и войск, при которых оно служило, находилось в ведении местной епархиальной власти. Постепенно шел процесс отделения военного духовенства от общей массы его епархиальных собратий. С появлением в России флота встала необходимость создания флотского духовенства. В морском уставе от 13 января 1720 г. было прописано что: «Для отправления служб, поучения словесного или чтение на письме в наставление людям, посещение и напутствования больных» [4, c. 3] назначались иеромонахи.

Мысль обособить полковое духовенство от епархиального, создав для управления им особые органы и наделив их правами, принадлежала императору Павлу I. При переустройстве русского войска, он хотел дать духовенству, служившему при полках, определенное управление. Высочайшим повелением, данным в отношении тайного советника Дмитрия Николаевича Неплюсева на имя Санкт-Петербургского архиепископа Амвросия от 4 апреля 1800 г. было объявлено: «положенный полевой обер-священник как в военное время, и тогда, когда войска в движении, равно и в мирное, иметь должен в ведении своем всех священников армии и, следовательно, по всей сей части благо священства принадлежит ему главное начальство в рассуждении всего того, что идет и до юридических надобностей. Воля его императорского величества и в том состоит, чтобы без ведения и одобрения оного полевого обер-священника ни каких перемен по части армейских священников не чинить и не переменять иереев» [4, c. 3].

Таким образом, должность обер-полевого священника стала постоянной, и первым обер- священником был назначен протоиерей И.Я. Озерецковский. В результате приведения в действие высочайшего повеления управление армейским и флотским духовенством обособлялось от епархиального посредством сосредоточения управления в лице одного полевого обер-священника, что давало ему исключительные права.

После воцарения Александра I указами от 1803 и 1806 гг. данными Святейшему Синоду было расширено право участия обер-священника в деле определения священнослужителей в полки, а также в назначении им пенсий и наград, с тем, чтобы, по рассмотрении полученных сообщений от военных начальств, он представлял свои предложения в Святейший Синод.

В 1815 г. после создания Главного Штаба его императорского величества, в штат которого вошел армии обер-священник система разделилась на управление обер-священника армии и флотов и обер- священника Главного Штаба его императорского величества, которые находились между собой в тесном взаимодействии. Изначально ведомству обер-священника армии и флота подчинялись только полковые церкви и их священно-церковно-служители. В последствии в связи с расширением ведомства в его подчинение вошли вновь открываемые, с формированием новых полков, церкви и их причты, а с апреля 1826 г. в армейское ведомство были переведены госпитальные, крепостные и батальонные военные церкви. В управление обер-священника Главного Штаба входили состоящие ранее в ведомстве обер-священника армии и флотов все гвардейские полки, среди которых были не только собственно гвардейские, но гренадерские и армейские. В результате, с 1830 г. обер-священник Главного Штаба стал называться - обер- священник Главного Штаба и отдельного Гвардейского корпуса, которое сохранилось до 1844 г.

Искусственно разделенные ведомства обер-священника армии и флота и обер-священника Главного Штаба Гвардейского и гренадерского корпусов представляли собой параллель относительно прав и преимуществ, предоставляемых тому и другому ведомствам. Оба обер-священника без представления или донесения Святейшему Синоду не могли определять, ни увольнять, ни награждать священнослужителей своих ведомств, ни подвергать их взысканиям, в случае важных преступлений. Кроме того, для определения священнослужителей к гвардейским и полковым церквям необходимо было спрашивать через Святейший Синод высочайшее соизволение [4, c. 8]. Обер-священники не пользовались правами окончательного решения и по другим вопросам.

Такой порядок управления сохранялся до 1853 г. когда в связи с решением вопроса о сокращении переписки в делопроизводстве по духовному ведомству ведомства получили больше свободы в принятии самостоятельных решений. По существу, этих изменений стоит отметить, что обер-священникам было предоставлено право определять в военном ведомстве священнослужителей, а также увольнять и перемещать их, не спрашивая каждый раз разрешения Святейшего Синода.

В конце XIX в. сложилась необходимость слияния ведомств под ведением одного лица. Данную проблему неоднократно поднимал и Святейший Синод и главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа великий князь Владимир Александрович. В результате, по указу его императорского высочества Александра III была созвана комиссия из представителей духовного и военного ведомств, в которой в качестве представителя участвовал протоиерей, а в последствии протопресвитер А.А. Желобовский. Комиссией был выработан проект «Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства», который был высочайше утвержден 12 июня 1890 г.

В соответствии с «Положением» учреждалась должность протопресвитера военного и морского духовенства [4, c. 11]. Его кандидатура избиралась Святейшим Синодом по представлению военного министра и утверждалась императором. По делам церковного управления протопресвитер получал указания от Синода, по делам военного ведомства - от военного министра. Он имел право на личные доклады императору, по рангу приравнивался  к архиепископу и генерал-лейтенанту. При протопресвитере действовало духовное правление, состоявшее из присутствия и канцелярии и соответствовавшее консистории при епархиальном архиерее. Сохранялись должности дивизионных и флотских благочинных, назначаемых протопресвитером, в мирное время подчинявшихся местным архиереям. Протопресвитер назначал также полковых и флотских священников. В военное время назначались полевые главные священники в каждой армии. Военное духовенство по-прежнему подчинялось не только церковному, но и военному начальству, что в ряде случаев создавало сложности, так как правовые сферы не были четко разграничены.

В результате объединения ведомств встала необходимость создания при протопресвитере особого вспомогательного органа в виде духовного правления, состоящего из присутствия и канцелярии. Присутствие составлялось из 3-х членов, избираемых протопресвитером из подведомственных ему духовных лиц, утверждаемых в этом звании Святейшим Синодом. К трем штатным членам тем же порядком назначались два сверхштатных члена. Канцелярия правления состояла из делопроизводителя, столоначальников и регистратора, которые определялись к должности и увольнялись от нее согласно порядку, принятому в  уставе духовных  консисторий для определения и увольнения должностных лиц соответствующих наименований. То есть делопроизводитель назначался на должность и увольнялся Святейшим Синодом, как секретари духовных консисторий, по предложению обер-прокурора Синода, а остальные чиновники и писцы канцелярии определялись и увольнялись протопресвитером [3, c. 453-454].

Вовремя русско-японской войны 1904-1905 гг. вступило в действие положение «О полевом управлении войск русской армии в военное время» от 26 февраля 1890 г. [1]. В Маньчжурской армии был введен пост полевого главного священника - начальника всего духовенства в армии и настоятеля церкви главной квартиры.

1-11 июля 1914 г. в Санкт-Петербурге проводился 1-й съезд военного и морского духовенства, на котором присутствовали 40 священников из войск и 9 из флотов. На заседаниях секций рассматривались, в частности, проблемы взаимоотношений с полковым начальством, поведение священнослужителей в условиях военных действий. Съезд разработал и принял памятку-инструкцию военному священнику.

В ходе первой мировой войны при Ставке верховного главнокомандующего была организована полевая канцелярия протопресвитера военного и морского духовенства и склад церковной литературы.

Начало действовать мобилизационное расписание 1910 г., тысячи приходов были призваны к комплектованию духовенством новых полков. До войны в ведомстве протопресвитера состояли 730 иереев, во время войны в армии служили свыше 5 тыс. священников.

В 1916 г. были учреждены новые должности: армейских проповедников при каждой армии, главных священников Балтийского и Черноморского флотов. В том же году в ведение протопресвитера военного и морского духовенства был передан вопрос об униатах в Галиции и на Буковине, занятых российскими войсками. Протопресвитер Георгий предпочитал идти навстречу духовным нуждам униатов и не требовать от них присоединения к православной Церкви. Определением Синода 13-20 января 1916 г. была создана комиссия «по удовлетворению религиозно-нравственных нужд русских военнопленных», которая могла командировать священников в Австро-Венгрию и Германию.

Высокую оценку деятельности военного духовенства в первую мировую войну дал в 1915 г. верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич: «Мы в ноги должны поклониться военному духовенству за его великолепную работу в армии» [5, c. 102]. Однако влияние духовенства ослабевало в условиях, когда военные священники, представляя государственный аппарат, выполняли роль духовного начальства в армии, и особенно с приближением революции. Генерал А. И. Деникин писал о том, что «духовенству не удалось вызвать религиозного подъема среди войск» [2, c. 105].

После Февральской революции 1917 г. военное духовенство продолжало активно действовать. 2-й Всероссийский съезд военного и  морского духовенства, проходивший  в Могилёве 1-11 июля 1917 г., приветствовал верховный главнокомандующий генерал А.А. Брусилов. На съезде была учреждена выборность всех военно-духовных должностей. В результате тайного голосования 9 июля протопресвитер Г. Шавельский сохранил свой пост. 16 января 1918 г. институт военного духовенства был упразднен приказом № 39 Народного комиссариата по военным делам [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что основные реформы в области системы управления военного духовенства пришлись на период XIX в. Процесс создания ведомства обер-священника армии и флотов и обер-священника Главного Штаба его императорского величества, а позднее и обер-священника Главного Штаба Гвардейского и гренадерского корпусов привела к проблеме перераспределения функционала и зависимости от Святейшего Синода. В результате, потребность в объединении ведомств привело к созданию в 1890 г. управления церквами и духовенством военного ведомства и учреждения должности протопресвитера.

 

Список литературы

 

1.        Военное и морское духовенство России /Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла//Православная энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://www.pravenc.ru/text/155073.html (дата обращения 10.10.2016).

2.        Деникин А. И. Очерки рус. смуты: В 3 т. М., 2003. Т. 1. 589 с.

3.        Рыбаков Н. А. Система управления деятельностью военного духовенства при протопресвитере в конце XIX - начале XX вв. // Молодой ученый. 2013. №4. С. 453-457.

4.        Столетие  военного   министерства.  Управление  церквами  и  православным  духовенством военного ведомства. Исторический очерк. В 16 т./Сост. А.А. Желобовский. СПб.: Типография поставщиков двора его императорского величества товарищества М.О. Вольф, 1902, Т. 13. 496с.

5.        Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Изд. 3-е. М.: Изд-во Крутицкого подворья: О-во любителей церковной истории, 2010. 701 с.