Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТНОШЕНИЕ К БОЛЕЗНИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ ПОДРОСТКОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
12 ноября 2015г.

Сахарный диабет – распространенное хроническое заболевание эндокринной системы, причем количество больных диабетом стремительно растет. Каждые десять лет их число увеличивается практически в два раза. В 2013 году в мире зафиксировано около 366 миллионов человек, страдающих сахарным диабетом [Diabetes Atlas, 5th ed., IDF, 2013]. Хронические заболевания, в частности, сахарный диабет 1 типа ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, или, иначе говоря, создает особую объективную социальную ситуацию развития его психики [Коростелёва И.С., Ротенберг В.С., 1990]. Сахарный диабет 1 типа - тяжелое заболевание, которое вынуждает пациентов и их близких приспосабливаться к новому образу жизни, что само по себе является стрессом. Диабет может развиваться в любом возрасте, однако наиболее часто заболевают лица молодого возраста (дети, подростки, взрослые люди моложе 30 лет). У детей, больных сахарным диабетом, могут возникать проблемы социальной и психологической адаптации [Чирясова А.Н., 2012]. Потребность в адаптации возникает тогда, когда привычное поведение невозможно или малоэффективно. При определенных обстоятельствах некоторая часть подростков хуже адаптируется к заболеванию [Дедов И. И., Кураева Т. Л., 2002]. Хорошая компенсация диабета во многом зависит от психологической адаптации подростка к заболеванию, и того, насколько подросток успешно справляется с трудностями, возникающими вследствие постановки данного диагноза [Исаев Д. Н. 1996]. К факторам, влияющим на снижение социально-психологической адаптации у больных сахарным диабетом 1 типа, относят фрустрацию, последствием которой является агрессивность, переоценка цели, перенос действии в воображаемый план; отношение к болезни, которое определяет определенную стратегию поведения пациента.

В результате низкого уровня социально-психологической адаптации нередко возникают комплекс неполноценности, повышенный интерес к себе, глубокие негативные переживания. Особое значение приобретает фактор длительности заболевания [Щербачева Л. Н., Ширяева Т. Ю., Сунцов Ю. И., 2007]. Снизить риск формирования дезадаптации в связи с длительностью заболевания позволяет выработка адаптивного отношения к своему заболеванию, которое позволяет в значительной степени рассмотреть весь сложный процесс самосознания заболевшего человека, выявить те средства, которые использует человек для осуществления этого познавательного процесса. При этом отношение к заболеванию будет формироваться с учетом выработки определенной стратегии поведения в жизненных  ситуациях  [Мотовилин О.Г., Лунякина О.В., Суркова Е.В., 2012]. В нашем исследовании мы  предположили, что отношение к болезни влияет на уровень социально-психологической адаптации.

Цель

Определить особенности отношения к болезни и его влияния на социально-психологическую адаптацию подростков с сахарным диабетом 1 типа

Объект

Подростки (11-15 лет) с сахарным диабетом 1 типа Предмет

Отношение к болезни, социально-психологическая адаптация,  влияние отношения к болезни на социально-психологическую адаптацию у подростков с сахарным диабетом 1 типа

Методы исследования

Клинико-психологические методы (расспрос, беседа, наблюдение за поведением пациента, интервьюирование, психобиографический подход к изучению анамнеза); экспериментально-психологические (методики – «Личностный опросник Бехтеревского института», «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»), математическая обработка данных

Исследование проводилось на базе ГБУЗ «ОДКБ» г. Оренбурга в эндокринологическом отделении. Выборка состояла из 25 подростков с сахарным диабетом 1 типа в возрасте 11-15 лет, длительностью заболевания 5-8 лет.

Результаты

Анализ полученных данных выявил у подростков с сахарным диабетом 1 типа следующие варианты отношения к болезни: эйфорический тип - 52%, паранойяльный тип - 12%; ипохондрический, апатический, анозогнозический, эргопатический типы - 8%; тревожный тип - 4% (см. Рис.1).

 

 Рис.1.Типы отношения к болезни у подростков с сахарным диабетом 1 типа, выявленные методикой ЛОБИ. Варианты отношений к болезни: Г – гармоничный, Т – тревожный, И – ипохондрический, М – меланхолический, А – апатический, Неврастенический, О – обсессивно-фобический, С – сенситивный, Я – эгоцентрический, Ф – эйфорический, З – анозогнозический, Р – эргопатический, П – паранойяльный.

 Эйфорический тип отношения характеризуется тем, что у подростков отмечается необоснованно повышенное настроение, нередко наигранное, пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. У испытуемых главенствующее значение приобретает желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Отмечается также легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на течении болезни. Причиной возникновения такого отношения к болезни в большинстве случаев является психологическая невыносимость действительного положения вещей. Другими словами, подобное реагирование может носить защитный характер [Середина Н. В., Шкуренко Д. А., 2003]. У подростков с сахарным диабетом 1 типа в данном случае можно констатировать проявление психологической защиты по типу вытеснения.

В результате исследования уровня социально-психологической адаптации было выявлено, что у 56% подростков имеется низкий уровень социально-психологической адаптации, что свидетельствует о низкой степени приспособленности к социальной среде, удовлетворенности своим положением в обществе и отношениями с окружающими людьми. 44% испытуемых имеют средний уровень социально-психологической адаптации, то есть характеризуются умеренной адаптированностью, приспособленностью к социальному окружению, умеренной выраженностью принятия окружающих и самих себя (см. Рис. 2).

 Рис. 2. Показатели социально-психологической адаптации, полученные методикой ДПА

По таким шкалам, как «Самоприятие», «Интернальность», испытуемые имеют низкие значения. По шкалам «Принятие других» и «Стремление к доминированию» подростки имеют средние значения. Шкала «Эмоциональная комфортность» – низкие значения (42%), средние значения (42%). 41% подростков с сахарным диабетом 1 типа по шкале «Самоприятие» имеет низкие значения. Это может свидетельствовать о том, что они испытывают внутриличностные конфликты, не принимают себя; возможно, испытуемые нуждаются в психологической помощи.

Полученные данные по шкале «Эмоциональная комфортность» указывают на то, что у испытуемых отсутствуют серьезные эмоциональные проблемы, но говорить о полном эмоциональном благополучие подростков с сахарным диабетом 1 типа нельзя.

Низкие значения по шкале «Интернальность» свидетельствуют о выраженной экстернальности подростков с сахарным диабетом 1 типа. Для данных испытуемых свойственно приписывать ответственность за все происходящее с ним окружающим людям.

Средние значения, полученные по шкале «Приятие других» являются нормальными. Данные испытуемые принимают окружающих людей такими, какие они есть, а так же адекватны в восприятии окружающих людей и тех социальных групп, членами которых они является.

Для подростков с сахарным диабетом 1 типа характерно проявление умеренных лидерских склонностей, об этом свидетельствуют данные, полученные по шкале «Стремление к доминированию».

Метод ранговой корреляции Спирмена выявил наличие статистически значимой обратной взаимосвязи эйфорического типа отношения и адаптации (r=-0,432 при р>0,05). Это свидетельствует о том, что эйфорическое отношение к болезни приводит к более низкому уровню социально-психологической адаптации и находит свое отражение в том, что способности к эффективной социально-психологической адаптации у подростков с сахарным диабетом небольшие, имеется вероятность проявлений дезадаптивного поведения (низкая мотивация к лечению, заниженная самооценка, проблемы межличностного общения).

Список литературы

1.      Дедов И. И., Кураева Т. Л., Петеркова В. А., Щербачева Л. Н. Сахарный диабет у детей и подростков. М.: Универсум Паблишинг. 2002. 392с.

2.      Исаев Д.Н. Психология больного ребёнка. – СПб.: 1996. – 76 с.

3.      Коростелёва И.С., Ротенберг В.С. Психологические предпосылки и последствия отказа от поиска в норме и при психосоматическом заболевании // Психологический журнал, 1990, т. 11, № 4.

4.      Мотовилин О.Г.,             Лунякина О.В.,             Суркова Е.В.,             Шишкова Ю.А.,              Мельникова О.Г., Майоров А.Ю. Отношение к болезни пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа / О.Г. Мотовилин, О.В. Лунякина, Е.В. Суркова, Ю.А. Шишкова, О.Г. Мельникова, А.Ю. Майоров // Сахарный диабет  - 2012. - №4. - С. 51-58.

5.      Середина Н. В., Шкуренко Д. А.. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс». – 512 с., 2003.

6.      Чирясова А.Н. Актуальность психологической помощи больным сахарным диабетом//Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2012. Том 2. № 2

7.      Щербачева Л. Н., Ширяева Т. Ю., Сунцов Ю. И., Кураева Т. Л. Сахарный диабет 1-го типа у детей Российской Федерации: распространенность, заболеваемость, смертность // Проблемы эндокринологии. 2007. № 2. С. 24–29.

8.      Diabetes Atlas, 5th ed., IDF, 2013.