Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ДЕТИ ВОЙНЫ» В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
21 апреля 2017г.

Аннотация. В статье описаны результаты анализа мер социальной поддержки гражданам, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной Войны (ВОВ), а также лекарственной помощи этой категории населения в Оренбургской области. Полученные выводы могут быть использованы для совершенствования организационных мер лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне.

Среди важнейших задач современной фармации в настоящее время особое значение приобретает лекарственная помощь людям пожилого и старческого возраста в связи с нарастающей экономической нестабильностью, а также в результате изменений демографической структуры населения [1, 2]. Так, по данным Росстата на 01.01.2016 г. в РФ проживает 35,9 млн. человек старше трудоспособного возраста (24,6% от населения страны), в Оренбургской области – 479,2 тыс. человек (24,0%), из них правом на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг могут воспользоваться различные категории граждан: инвалиды и участники ВОВ; ветераны боевых действий, труженики тыла и др. [4, 5]. Вместе с тем, статус «Дети Войны» до сих пор официально не утвержден действующим законодательством РФ, но в ряде субъектов РФ региональным законодательством установлены меры поддержки граждан, которые были лишены детства в военные годы («Дети Войны»). Таким образом, в настоящее время особенно актуальным является разработка и принятие на региональном уровне оперативных и стратегических мер по оптимизации лекарственной помощи гражданам, чье детство пришлось на период Второй мировой войны.

В связи с чем, целью исследования явилось выявление особенностей лекарственного обеспечения категории «Дети Войны» на территории Оренбургской области. Для достижения поставленной цели решались задачи: анализ нормативно-законодательной базы по вопросам льготного лекарственного обеспечения; изучение динамики льготной категории граждан; анализ источников финансирования; анализ организации закупок лекарственных препаратов (ЛП); анализ ассортимента назначаемых на амбулаторном уровне ЛП.

Материалы и методы. Объектом исследования явилось льготное лекарственное обеспечение в Оренбургской области граждан категории «Дети Войны». В качестве источников информации использовались нормативные документы в сфере лекарственного обеспечения, статистические данные о населении области,  отчетные  документы  ГАУЗ «ОАС». В процессе  исследования использовались общенаучные методы (сравнение, описание, группировка), контент-анализ.

Результаты и обсуждение. На первоначальном этапе исследования был проведен анализ нормативной документации, который позволил выяснить, что на региональном уровне в 20 субъектах РФ для пожилых людей, которые были лишены детства в военные годы, предусмотрены меры поддержки и применяются различные виды льгот: ежемесячная денежная выплата, ежегодная диспансеризация в медицинских организациях, бесплатный проезд на городском транспорте и пр. Характер мер имеет существенные различия в зависимости от региона.

В Оренбургской области с 01.01.2015 г. вступил в силу Закон № 2575/733-V-ОЗ «О мерах поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области», под его действие попадают граждане, которым на момент окончания ВОВ (02.09.1945 г.) не исполнилось 18 лет. Закон устанавливает меры социальной поддержки (ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей; право на внеочередной прием в организации социального обслуживания), а так же лекарственной помощи на амбулаторном уровне (оплата в размере 50% стоимости ЛП по рецептам врачей) на территории области [3].

В результате изучения документальных источников нами был проведен анализ численности исследуемой категории граждан (табл. 1).


Таблица 1  

Численность льготников категории «Дети Войны» в Оренбургской области


 

Показатель

 

2015

 

2016

Темп

прироста

 

На 01.03.2017

Кол-во граждан, подтвердивших статус

«Дети войны»

 

10 614

 

11 701

 

10%

 

20 244

Кол-во граждан категории «Дети войны», обратившихся за лекарственной помощью

 

2 009

 

2 231

 

11%

 

1 664

Доля обратившихся за лекарственной помощью, %

 

18,9

 

19,1

 

1%

 

8,2

 

Из табл. 1 видно, что количество граждан, подтвердивших свой статус, в категории «Дети Войны» возросло (темп прироста 10%), а в 2017 году существенно увеличилось. Доля обратившихся за лекарственной помощью растет незначительно, в связи с чем целесообразно усилить взаимодействие с врачами, проводить информационно-разъяснительную работу среди населения о мерах лекарственной помощи категории «Дети Войны».

В процессе исследования нами были изучены объемы финансирования мер социальной поддержки в части лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Оренбургской области на амбулаторном этапе.

Как видно из рис. 1, средства, выделяемые для оказания лекарственной помощи категории «Дети Войны» остаются в 2016-2017 г.г. на одном уровне (950 тыс. руб.), несмотря на сложные экономические условия. Тем не менее, в связи с информатизацией возможно вступление в программу граждан и прогнозируемое увеличение численности лиц, обратившихся за лекарственной помощью, что потребует дополнительного финансирования.




Рис. 1. Средства, выделяемые для лекарственного обеспечения категории «Дети Войны», тыс. руб.

 

Как показали результаты исследования, лекарственное обеспечение по рецептам организовано во всех районах области с привлечением как государственных (52, 90%), так и частных аптечных организаций (6; 10%). Установлено, что в 2016 году лекарственными препаратами был обеспечен 2 231 человек на сумму более 2 млн. руб. На 1 человека было выписано в среднем 7±2,3 рецепта, на сумму 997,2±412,7 руб.

При анализе ассортимента ЛП, отпущенных по рецептам врача, было установлено, что наиболее распространенными являются таблетированные лекарственные формы для внутреннего применения (рис. 2) как в натуральном выражении (16 345 уп.; 83%), так и по стоимости (543 тыс. руб.; 64%).


Рис 2. Анализ лекарственных форм в натуральном (слева, уп.) и стоимостном (справа, тыс. руб.) выражении.

 

Для оценки влияния современных тенденций импортозамещения на сферу лекарственного обеспечения нами был проведен анализ соотношения объемов закупленных отечественных и импортных препаратов при обеспечении категории «Дети Войны» (табл. 1).




 

Таблица 1 

Анализ лекарственных препаратов по производителю


 

Производитель

МНН

ТН

Кол-во упаковок

Сумма, тыс. руб.

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Импортный

44

41

63

39

3 612

15

640,4

34

Отечественный

64

59

100

61

20 320

85

1 263,8

66

Всего

108

100

163

100

23 932

100

1 904,2

100

 

Из табл. 1 видно, что доля ЛП отечественного производства преобладает над импортными по всем анализируемым показателям: по международному непатентованному наименованию (МНН) - 59%, по торговому наименованию (ТН) - 61%, по количеству упаковок – 85%, по сумме – 66%.

При анализе объемов потребления ЛП (рис. 3), выпускаемых отечественными и зарубежными фармацевтическими производителями установлено, что лидером среди фирм-производителей является фармацевтическая компания ООО «Озон» как в натуральном (4,4 тыс. уп), так и в стоимостном выражении (72,5 тыс.руб.), но в структуре закупок в денежном выражении лидирство одерживают зарубежные производители. Так, в ТОП-10 на долю зарубежных компаний приходится около 34%.


Рис. 3. Анализ производителей в натуральном (слева, уп.) и стоимостном (справа, тыс. руб.) выражении.

как в натуральном (4,4 тыс. уп), так и в стоимостном выражении (72,5 тыс.руб.), но в структуре закупок в денежном выражении лидирство одерживают зарубежные производители. Так, в ТОП-10 на долю зарубежных компаний приходится около 34%.

В результате исследования объемов отпущенных по рецептам ЛП относительно групп АТХ- классификации (рис. 4) установлено, что наиболее затратными являются следующие: C09 - препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин (26% в натуральном выражении, 18% - в стоимостном).



Рис. 4. Анализ объемов отпущенных по рецептам лекарственных препаратов в разрезе групп АТХ- классификации.

 

В процессе исследования нами были выявлены меры поддержки и характерные особенности льготного лекарственного обеспечения категории «Дети Войны» в Оренбургской области. Результаты могут быть использованы для совершенствования оперативных и стратегических организационных мер по оптимизации лекарственной помощи этой категории граждан на амбулаторном уровне.

Положительный опыт Оренбургской области по реализации мер поддержки и организации лекарственной помощи гражданам, чье детство пришлось на период Второй мировой войны, может быть применен другими субъектами РФ.

 

Список литературы

 

1.        Воробьев П.А., Безмельницына Л.Ю. Организация лекарственного обеспечения в Российской Федерации // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2013. № 3-4. С. 3-8.

2.        Гнатюк О.П. Медицинская помощь лицам пожилого и старческого возраста. Проблемы и механизмы реализации стратегии на региональном уровне // Вестник Росздравнадзора. 2016. № 4. С. 25-30.

3.        Закон Оренбургской области № 2575/733-V-ОЗ «О мерах поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области».

4.        Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

5.        Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О государственной социальной помощи».