08 мая 2016г.
В настоящее время в России повышение качества жизни населения является одной из основных стратегических целей государства. Президент Российской Федерации неоднократно определял «качество жизни» как целевой критерий социально-экономического развития России [10], а также подчёркивал необходимость повышения уровня и качества жизни граждан.
Концептуализация дефиниции «качество жизни» имеет богатую научную ретроспективу. Являясь продолжением интеллектуальных поисков, начатых Т. Шарденом и В. Вернадским в философии, она получает дальнейшее развитие в социальных, социально-экономических, социально-медицинских подходах.
Интерес к проблематике качества жизни в настоящее время связан не только с осознанием обществом современных экономических, социальных, медицинских, экологических проблем. «Качество жизни» – это категория, обобщённо характеризующая параметры всех составляющих жизни человека: жизненного потенциала, жизнедеятельности и условий жизнедеятельности по отношению к некоторому объективному или субъективному эталону [4].
По мнению П.С. Мстиславского «качество жизни» прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество. Соответственно – это предмет внимания всех, кто соприкасается с жизнью людей» [6].
По определению Всемирной организации здравоохранения качество жизни – это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами [5].
В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения разработаны следующие критерии оценки качества жизни [2]:
– физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых);
– психологические (эмоции, уровень когнитивных функций, самооценка);
– уровень независимости (повседневная активность, работоспособность);
– общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность);
– окружающая среда (быт, безопасность, благополучие, доступность и качество медицинской помои, обеспеченность, экология, возможность обучения, доступность информации);
– духовность (религия, личные убеждения).
Немаловажен тот факт, что «качество жизни» признают одним из индикаторов оценки состояния здоровья и благополучия детей как социально-уязвимой группы населения. В России – это новое актуальное научно- практическое направление междисциплинарных исследований.
Значительный вклад в разработку и введение методологии оценки качества жизни у детей внесли D. Feeny (Канада) [11], J. landgraf (США) [12], J. Varni (США) [13].
В то же время, проблема исследования качества жизни детей остается недостаточно изученной. Работы по оценке посвящены, как правило, особенностям качества жизни при определенной патологии.
Нельзя ни сказать о важности субъективных переживаний ребенка в ситуации болезни. Субъективная оценка качества жизни и качества жизни, релевантного здоровью, ребенком имеет несколько аспектов: она отражает особенности восприятия ребенком окружающего мира и самого себя, дает представление об отношении к собственному здоровью, степени удовлетворения лечением [9].
Можно выделить три основных признака, характерных для концепции качества жизни, как детей, так и взрослых: многомерность, изменяемость во времени, участие в оценке его состояния [8].
Многомерность – качество жизни содержит информацию об основных сферах жизнедеятельности ребенка:
физической (физическая активность, подвижность, ощущения, самостоятельность в быту, физическая роль), психологической (эмоциональный фон, психологические проблемы, когнитивная способность), социальной (взаимоотношения со сверстниками, родителями, социальная роль, самооценка), духовной и финансовой. Компоненты качества жизни у детей отличаются от таковых у взрослых, отражая физиологические, психологические, интеллектуальные, социальные и другие возрастные особенности. Как показали исследования, основное значение для ребенка имеют следующие стороны жизни: игры, уровень благополучия в семье, общение с друзьями, самооценка, отсутствие или наличие боли, недомогания, голод. Изменение именно этих факторов влечет за собой, как правило, изменение уровня качества жизни ребенка. Школьное обучение является для детей важным показателем социальной и физической активности.
Изменяемость во времени показывает динамику состояния ребенка. Качество жизни ребенка меняется во времени в зависимости от его состояния здоровья, обусловленного различными внешними и внутренними факторами.
Наиболее важный признак – участие в оценке собственного состояния. Оценка качества жизни, сделанная самим субъектом, является достоверным показателем его состояния [1].
Особенно важным, по-нашему мнению, является изучение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проблема социального сиротства, особенно актуальная для Российской Федерации в последние десятилетия заставляет задуматься о физических, психологических и социальных проблемах детей, находящихся в государственных учреждениях. Длительное пребывание в большом коллективе, в однотипных условиях, ограниченный контакт с внешним миром, даже при хорошем питании и медицинском обслуживании, негативно отражаются на воспитанниках детских домов.
Важность исследования качества жизни заключается в том, что социальные сироты относятся к самым социально-незащищенным группам населения, а если такой ребенок имеет нарушения здоровья, его положение осложняется еще больше. Дети, поступающие в сиротские учреждения. как правило, нежеланные, с отягощенным социально-биологическим анамнезом. большинство имеет изначально неблагоприятный фон для формирования здоровья: алкоголизм родителей, психоневрологические заболевания, ранний возраст матери, осложнения внутриутробного развития, заболевания периода новорожденности. Негативному влиянию подвергается не только физическое, но и психологическое, эмоциональное социальное благополучие детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей [9].
В Центре медико-социологических исследований с 2013 г. проводилось исследование качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В исследование включены на основе случайной выборки 47 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подросткового возраста в ситуации болезни. Контрольную группу составили дети подросткового возраста, проживающие в семье.
Качество жизни респондентов определялось по Опроснику WHOQOL-100 (ВОЗ КЖ-100), который позволяет осуществлять оценку шести сфер качества жизни: «Физическая», «Психологическая», «Уровень независимости», «Социальные отношения», «Окружающая среда» и «Духовная» сфера. Каждая сфера включает несколько субсфер [3].
При исследовании качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отмечается снижение суммарного показателя и показателей качества жизни во всех сферах Опросника по сравнению с подростками из контрольной группы.
Интерпретация результатов исследования позволяет прийти к выводу, что качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально детерминировано.
Изучение качества жизни детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей актуально для современной России. Можно предположить, что результаты исследований открывают широкие возможности для создания и разработки не только медико-социальных реабилитационных программ, направленных на повышение качества жизни детей из наиболее уязвимых социальных групп, но и развитию национальных стратегий государства, определяемых в нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Список литературы
1. Андреева Г.Ф., Оганов Р.Ф. Изучение качества жизни у больных гипертонической болезнью // Терапевтический архив. 2002. № 1. С. 8-16.
2. Асанова, А.А Качество жизни, связанное со здоровьем больных депрессивными расстройствами // Вестник психиатрии и психофармакотерапии. 2008. № 2 (14). С. 82-85.
3. Диагностика здоровья: психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб: «Речь». 2007. С. 454- 484.
4. Задесенец Е.Е., Зараковский Г.М., Пенова И.В. Методология измерения и оценки качества жизни населения России // Мир измерений. 2010. № 2. С. 37-44.
5. Кон Я. И., Либис Р.А. Качество жизни у больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями // Кардиология.1993. № 5. С. 66-72.
6. Мстиславский П. С. Вопросы теории и методологии анализа качества жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 2. С. 5-17.
7. Новик А.А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии // Педиатрия. 2002. №6. С. 83-88.
8. Новик А. А., Ионова Т. И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. 2-е изд. / Под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. М.: ОЛМА Медиа Групп. 2007. 320 с.
9. Присяжная Н.В. Дети-сироты: постинтернатное жизнеустройство // Социологические исследования. 2007.№11. C. 54-63.
10. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/09/93296.shtml. (дата обращения: 14 января 2016 года).
11. The Health Utilities Index (HUI) system for assessing health-related quality of life in clinical studies / R. D. Barr, D. Chalmers, S. De Pauw, W. Furlong et al. // Journal Clin. Oncol. 2000. 18 (18). P 3280–3287.
12. Landgraf J. Measuring pediatric outcomes in applied clinical settings: an update about the Child Health Questionnaire (CHQ) // Quality of Life Newsletter. 1997. № 3. P. 5-6.
13. The PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4,0 generic Core Scales in healthy and patient population / J. Varni, J.W. Varni, M. Seid, P.S. Kurtin // Medical Care. 2001. № 39. Р. 800– 812.