Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
ОЦЕНКА ДЛИНЫ И МАССЫ ТЕЛА ШКОЛЬНИКОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Воронеж
22 февраля 2016г.
Состояние здоровья детей и подростков складывается из многих параметров, важное место среди них занимает оценка физического развития [1]. Наиболее часто оцениваются длина и масса тела. Измерение длины тела (роста) дает представление о размерах организма, а в сочетании с массой тела и другими признаками указывает на пропорции тела. Определение массы тела является важным диагностическим и прогностическим фактором, позволяющим судить о состоянии здоровья и степени риска развития и течения различных заболеваний [5].
Показатели физического развития детей и подростков оцениваются различными статистическими методами (сигмальный, центильный, LMS оценки) и сравниваются со стандартными или справочными показателями. Большое внимание в практической деятельности врачей-педиатров уделяется использованию региональных показателей [5]. На территории нашей страны живут разные этнические группы населения, имеются сильно отличающиеся друг от друга климатические, социально-экономические условия. Различия в антропометрических параметрах между школьниками, живущими в городе и селе в одной и той же местности, и между их ровесниками разной национальности, живущими в одном и том же городе, статистически значимы [6].
Цель исследования – оценка антропометрических показателей физического развития (длина тела, масса тела) у школьников Воронежской области.
Материалы и методы.
Оценка физического развития проведена у 1241 ребенка в возрасте от 7 до 18 лет, проживающих в городе Воронеже и районах Воронежской области. Исследования проводились на базе Центра здоровья Воронежской областной детской клинической больницы №1 в 2011-2014 годах. Измерения проводились по унифицированной методике специально обученным медицинским персоналом [4]. Использовался аппаратно-программный комплекс, включающий ростомер РЭП-1 и весы напольные медицинские электронные ВМЭН-150. Оценка полученных данных проводилась с использованием Программного обеспечения Antropo2009 для проведения антропометрических измерений [3]. В качестве справочных центильных таблиц показателей физического развития в Antropo2009 включены данные И.М. Воронцова, А.В. Мазурина, 2009 [2]. Все полученные данные распределялись по 7 центильным коридорам: к I коридору отнесены значения измеряемых показателей ниже 3 центиля справочных таблиц, ко II коридору, находящиеся в диапазоне от 3 до 10 центиля справочных таблиц, к III – от 10 до 25 центиля, к IV – от 25 до 75 центиля справочных таблиц, к V – от 75 до 90 центиля, к VI – от 90 до 97 центиля, к VII – значения, превышающие показатели 97 центиля справочных таблиц.
Для выделения возрастных групп школьников использовалась возрастная периодизация, предложенная Гундобиным Н.П.: к младшему школьному возрасту относились дети в возрасте от 7 до 10 лет, к среднему – от 11 до 14 лет, к подростковому – от 15 до 18 лет [4]. Характеристика исследуемых групп детей представлена в Табл.1. Дети младшего школьного возраста составляли 45,4% (563 ребенка) от всех школьников, дети среднего школьного возраста – 44,8% (556 человек), подростки в возрасте от 15 до 18 лет – 9,8% (122 человека). Среди всех детей девочки составляли 49,5%, мальчики – 50,5%. Число детей в разных возрастных группах среди мальчиков и девочек практически не отличалось. Дети, проживающие в городе Воронеже и других городских поселениях Воронежской области, составили 183 человека (14,7%), проживающие в сельских поселениях – 1058 детей (85,3%).
Таблица 1
Возрастные группы школьников Воронежской области
Возрастные периоды
|
|
Число детей
|
|
|
девочки
|
мальчики
|
всего
|
Младший школьный возраст
|
291
|
272
|
563
|
Средний школьный возраст
|
255
|
301
|
556
|
Подростки
|
69
|
53
|
122
|
Всего
|
615
|
626
|
1241
|
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 6.1. Сравнение показателей в изучаемых группах детей проводилось по критерию 2.
Результаты и их обсуждение.
Сравнительная оценка полученных данных длины тела детей Воронежской области со справочными показателями представлена в Табл.2. Для каждой исследуемой возрастной и половой группы получено распределение выявленных значений длины тела в процентном отношении.
Средние значения длины тела (центильный коридор от 25 до 75 центиля) наблюдались у 271 девочки (44,1%), что несколько меньше 50% значений, соответствующих справочным показателям. Более выраженные отличия от справочных показателей получены у девочек младшего и среднего школьного возраста. Только у 7,2% девочек в возрасте от 7 до 10 лет отмечались значения длины тела меньше средних центильных значений (25-75 центили). Тогда как при составлении справочных таблиц к таким значениям были отнесены до 25% полученных измерений длины тела. 28,6% девочек младшего школьного возраста имели значения длины тела больше 90 центиля по сравнению с 10% детей в популяции, по которой проводился расчет справочных показателей.
Таблица 2
Сравнительная оценка длины тела детей Воронежской области
Возрастные периоды
|
Распределение полученных значений длины тела по центильным коридорам (%)
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
Справочные значения
|
3
|
7
|
15
|
50
|
15
|
7
|
3
|
Девочки
|
0
|
2,6*
|
8,6*
|
44,1
|
18,7
|
13,8*
|
12,2*
|
младший школьный возраст
|
0
|
0*
|
7,2*
|
44,3
|
19,9
|
14,2*
|
14,4*
|
средний школьный возраст
|
0
|
5,1
|
9,0
|
39,6
|
20,4
|
15,3*
|
10,6*
|
подростки
|
0
|
4,3
|
13,0
|
59,4
|
7,3
|
7,3
|
8,7
|
Мальчики
|
1,0
|
2,9*
|
4,5*
|
47,8
|
17,8
|
11,9*
|
14,1*
|
младший школьный возраст
|
0,8
|
3,2*
|
3,2*
|
46,2
|
21,1
|
10,5
|
15,0*
|
средний школьный возраст
|
1,4
|
2,2*
|
4,3*
|
51,4
|
19,4
|
11,6
|
9,7*
|
подростки
|
0
|
3,8*
|
5,7*
|
43,4
|
15,1
|
9,4
|
22,6*
|
*- различия со справочными показателями статистически достоверны (р0,005)
Среди девочек среднего школьного возраста также отмечались подобные изменения: уменьшалось число детей, имеющих значения длины тела меньше средних величин (14,1% вместо 25%) и увеличивалось число детей со значениями, превышающими средние показатели (25,9% вместо 10% в коридорах свыше 90 центиля). У девочек в подростковом возрасте (15-18 лет) различия полученных значений длины тела со справочными показателями выражены меньше. Наблюдалось уменьшение числа детей, имеющих значения длины тела меньше средних и увеличение детей со средним показателями роста. Значения длины тела меньше средних величин справочных центильных показателей имели 17,3% девочек-подростков (вместо 25%), средние значения – 59,4%, выше средних – 23,3% девочек (по сравнению с 25%).
Мальчики всех возрастных групп имели отличия полученных значений длины тела от справочных показателей (Табл.1). В центильном коридоре средних значений (от 25 до 75 центиля) различия длины тела мальчиков значимо не отличались от значений справочных показателей. Но наблюдался выраженный сдвиг полученных значений длины тела в сторону более высокого роста. Только 8,4% мальчиков (вместо 25%) имели показатели длины тела меньше средних значений. В то время как рост больше средних значений справочных показателей отмечался у 43,8% детей вместо 25%. Наиболее выраженные отличия получены у мальчиков младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте различия между полученными значениями длины тела и справочными показателями уменьшаются.
Рис.1. Длина тела школьников Воронежской области в сравнении со стандартными показателями
На Рисунке 1 представлены отличия полученных значений длины тела детей со справочными показателями в зависимости от возрастной группы без учета половых различий. Можно видеть отчетливое смещение величин длины тела в сторону более высокий центильных коридоров справочных показателей, то есть, в сторону более высокого роста. Данные отличия наблюдались во всех исследуемых возрастных группах.
Проведен сравнительный анализ массы тела детей Воронежской области со справочными показателями. Для различных возрастных и половых групп детей получено распределение значений массы тела в зависимости от центильных коридоров справочных показателей (Табл.3).
Таблица 3
Сравнительная оценка массы тела детей Воронежской области
Возрастные периоды
|
Распределение полученных значений массы тела по центильным коридорам (%)
|
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
VII
|
Справочные значения
|
3
|
7
|
15
|
50
|
15
|
7
|
3
|
Девочки
|
0
|
7,6
|
13,7
|
39,0
|
16,3
|
13,8*
|
9,6*
|
младший школьный возраст
|
0
|
6,8
|
11,3
|
40,9
|
16,2
|
12,4
|
12,4*
|
средний школьный возраст
|
0
|
6,6
|
15,7
|
36,9
|
17,2
|
16,1*
|
7,5*
|
подростки
|
0
|
14,5
|
15,9
|
39,2
|
13,0
|
11,6
|
5,8
|
Мальчики
|
0,1
|
3,7
|
7,2*
|
49,4
|
15,5
|
12,3*
|
11,8*
|
младший школьный возраст
|
0
|
4,8
|
10,3
|
47,0
|
14,8
|
11,4
|
11,7*
|
средний школьный возраст
|
0,4
|
3,2
|
4,2*
|
51,9
|
14,5
|
13,8*
|
12,0*
|
подростки
|
0
|
0
|
5,7
|
49,1
|
24,5
|
9,4
|
11,3
|
*- различия со справочными показателями статистически достоверны (р0,005)
Из полученных данных видно, что 47 – 51,9% мальчиков разного возраста имели значения массы тела, соответствующие средним значениям справочных показателей (25-75 центили), среди девочек отмечалось меньшее число детей, значения массы тела которых находились в диапазоне 25-75 центиля справочных показателей (36,9 – 40,9%). Получены статистически значимые отличия массы тела детей в VI и VII центильных коридорах (свыше 90 центиля), что указывает на увеличение числа детей, имеющих массу тела выше справочных показателей. Наиболее выраженные отличия у мальчиков и у девочек получены в среднем школьном возрасте: 25,8% мальчиков и 23,6% девочек (вместо 10%) имели значения массы тела выше 90 центиля справочных показателей.
На Рисунке 2 показаны различия полученных значений массы тела детей и справочных показателей в разных возрастных группах без учета половых различий. Отмечается увеличение числа детей с более высокими значениями массы тела во всех возрастных группах.
Рис.2. Масса тела школьников Воронежской области в сравнении со стандартными показателями
Полученные данные указывают на отличия антропометрических данных школьников Воронежской области от показателей физического развития детей, указанных в справочной литературе. Это может быть связано как с региональными особенностями физического развития детей и подростков, так и с изменением антропометрических данных детей в различные временные периоды. Время действия любых справочных материалов ограничено, так как при изменении условий жизни, питания, состояния окружающей среды, качества оказания медицинской помощи динамично меняются и показатели развития [7, 8]. Проведенные исследования подтверждают необходимость динамического исследования показателей физического развития детей и подростков в отдельных регионах.
Список литературы
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах (руководства для врачей). – М.: Династия, 2004. – 168 с.
2. Воронцов И.М., Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней. - 3-е изд. доп. и перераб. - СПб: ООО "Издательство Фолиант", 2009. - 1008 с.
3. Программное обеспечение Antropo2009 для проведения антропометрических измерений в составе аппаратно-программного комплекса Здоровье-Экcпресс. Руководство пользователя. - Медицинские компьютерные системы, 2009. – 39 с.
4. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова. – Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2007. – 608 с.
5. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. – 216 c.
6. Ямпольская Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков // Педиатрия. – 2005. – № 6. – С. 73-78.
7. Ogden C.L., Carrol M.D., Kit B.K. et al. Prevalence of obesity in the United States, 2009 – 2010. NCHS data brief, 2012; no. 82
8. Luepker R.V., Jakobs D.R., Prineas R.J., Sinaiko A.R. (1999) Secular trends of blood pressure and body size in a multi-ethnic adolescent population: 1986 to 1996. J. Pediatr. 1999; 134: 668 – 674.
|
|