Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ В ДЕТСКИХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Энгельс
ВУЗ:
Дата:
22 февраля 2016г.

Реформирование национальной системы здравоохранения, в том числе модернизация, направлено на повышение качества и доступности медицинской помощи населению и увеличение размера оплаты труда медицинских работников. Однако благородные цели реформы натолкнулись на достаточно низкий уровень менеджмента в медицинских организациях. Эту проблему стали решать на институциональном уровне, путем тотального наращивания интенсификации труда врачей. Модернизация наряду с традиционными функциями врача предписала и выполнение ряда дополнительных функций, таких как освоение информационной техники, работа в условиях электронной регистратуры, в системах медицинской информационной автоматизированной системы, что требует от персонала наличия специальных знаний по использованию средств электронных коммуникаций.
Ежедневные энергоемкие морально – эмоциональные и психофизические затраты сочетаются с традиционными профессиональными факторами, связанными со спецификой трудового процесса и рабочей средой врачей. Повседневная ответственность за жизнь и здоровье пациента, повышенное эмоциональное возбуждение негативного характера и физическая напряженность, высокая степень стрессогенности и низкий престиж профессии, активное межличностное взаимодействие, вызывают снижение самооценки и стремления к профессиональному развитию, приводят к хроническому стрессу, дебютом которого является профессиональное выгорание - триггер (пусковой механизм) развития конфликтов в медицинских организациях вообще и в частности в детских амбулаторно – поликлинических учреждениях.
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально – энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Как правило, он становится следствием длительной кумуляции негативных эмоций и отсутствия «выхода», освобождения от таковых. По существу, профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения (по Г. Селье).
Синдром профессионального выгорания в применении к медицинским организациям впервые был осмыслен в рамках психиатрии. 40 лет назад (1974 год) американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг описал соответствующий симпотомкомплекс в виде профессиональной дезадаптации, деперсонализации и деморализации в сочетании с разочарованием и крайней усталостью работников психиатрических учреждений.
Безусловно, есть специфика проявлений синдрома профессионального выгорания в зависимости от профиля, уровня, возрастного состава прикрепленного населения, территориального расположения учреждения.
При этом особого внимания заслуживает профессиональная медицинская деятельность в учреждениях здравоохранения материнства и детства, особенно в амбулаторно – поликлинической сети.
В отличие от взрослых поликлиник, врач детского амбулаторно –поликлинического учреждения взаимодействует не только с пациентом (ребенком), но и с его родителями и другими родственниками, что существенно увеличивает сложность и интенсивность профессиональных коммуникаций. Однако, низкая профессиональная культура поведения самих врачей – педиатров, подчас которые не могут совладать со своими эмоциями, отсутствие духа корпоративной культуры, азов формирования этики и деонтологии, - все это приводит к развитию конфликтов в условиях детской поликлиники.
Сравнение специфики взаимодействия врача с пациентом во взрослой поликлинике и детской представлены в Табл.1.

                                                                                                                             Таблица 1
Сравнительный анализ профессиональной деятельности медицинских работников.

Признак

Взрослая поликлиника

Детская поликлиника

Объем коммуникаций

Врач работает напрямую с пациентом

Врач работает с пациентом (ребенком), с родственниками

 

Однократное / многократное разъяснение

Врач объясняет однократно

С ребенком приходят разные родственники, приходится объяснять заново особенности лечения

 

 

Достижение согласия

При первой встрече, однократно

Дополнительно необходимо, в зависимости от того кто сопровождает ребенка способствовать согласию их с тактикой лечения

 

Сложность при сборе анамнеза и осмотре пациента

Взрослый пациент достаточно точно описывает жалобы, симптомы болезни, указывает топику при осмотре

Для ребенка сложно осознать и сформулировать жалобы, обозначить место локализации боли и другие симптомы

 

 

Уровень контроля

Взрослый пациент умеет контролировать эмоции и двигательную активность

Ребенок в зависимости от возраста зачастую не способен сконцентрироваться и контролировать свои эмоции и движения.


Таблица представляет сравнительный анализ сложности работы врачей со взрослыми пациентами и с детьми. Уровень сложности выступает косвенным фактором профессионального выгорания.
Нельзя забывать о том, что конфликтам между врачом и родителями пациента способствует негативное отношение к врачам, сформированное за счет «черного» пиара теле - и радиопрограмм, льющийся на «людей в белых халатах». Определенную отрицательную роль играет и низкий уровень грамотности и культуры населения. Пациент, родители пациента приходя на прием к врачу, вооружены знаниями из интернет – источников, и любое отклонение от усвоенного или противоречие данным, полученным из интернета, приводят к негативному восприятию клинических рассуждений доктора и его назначений. Это, в свою очередь, зачастую порождает конфликт, ведь конечный результат (клинические рекомендации врача) не соответствуют ожиданиям пациента (подтверждению информации из интернета). Такое противостояние клинического мышления и невежества пациентов приводит к эмоционально – психическому, профессиональному выгоранию врачей и пагубно сказывается на качестве оказания медицинских услуг, являясь по своей сути мощным конфликтогеном.
Идеология деятельности детского доктора носит антропоцентрическую ориентацию, врачи склонны к гипердиагностике, всегда бояться «пропустить», «не увидеть» у маленького пациента ту или иную патологию, отсюда возрастает степень тревожности и каждодневная мера ответственности не только перед пациентом, его родителями, но и перед самим собой. Иначе говоря, перечисленные факторы в той или иной степени могут привести к профессиональному выгоранию врачей.
Мы провели эмпирическое исследование, направленное на выяснение сформировавшего отношения к синдрому профессионального выгорания у врачей одной из государственных детских поликлиник г. Энгельса. Исследование проводилось в форме фокусированного интервью. Гид интервью предполагал 4 блока вопросов:

общая осведомленность и понимание контента синдрома профессионального выгорания;

причины синдрома психологического выгорания;

проявления синдрома профессионального выгорания;

 профессиональная специфика.
В исследовании принимали участие 22 врача трех структурных подразделений и административного аппарата разных возрастных групп от 25 до 64 лет (48,5% от всех работающих врачей в поликлинике). Расчет выборки по генеральной совокупности соответствует: 43% - от 26 до 30 лет (3 из 7 работающих врачей), 33% - от 31 до 40 лет (3 из 9 работающих врачей), 50 % - от 41 до 50 лет (7 из 14 работающих врачей), 58% - от 51 до 60 лет (7 из 12 работающих врачей) и 33 % старше 60 лет (2 из 6 работающих врачей). В проведенном исследовании приняли участие 21 женщина – респондент. Средний стаж работы опрашиваемых – 22 года.
На вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, профессиональное выгорание», 64% опрашиваемых связали профессиональное выгорание с чувством эмоционального и психофизического истощения, как стресс восприняли это понятие 36%. Из причин возникновения синдрома профессионального выгорания врачи отмечали длительный контакт с пациентами и их родителями, накопление отрицательных эмоций, высокую степень ответственности за жизнь и здоровье других людей, однообразие и стереотипность труда, психотравмирующее воздействие профессиональных перегрузок, негативное отношение родителей к профессиональной деятельности врачей.
На вопрос «В чем проявляется синдром профессионального выгорания» абсолютно все врачи отметили изменения психо - соматического статуса на фоне нежелания и безразличия к работе. Из изменений психологической сферы 10 респондентов отметили проявления апатично – депрессивных состояний, 9 – агрессию, гнев, раздражительность и негативизм по отношению к пациентам и коллегам; 3 отметили «уход в себя», среди прочих симптомов: обидчивость, «застревание на мелочах», тревога, необъяснимое чувство вины и беспокойства.
В структуре изменений соматического здоровья лидирующее место занимают явления нервно – вегетативной дисфункции в виде постоянной непреходящей усталости у 72% респондентов (16 врачей), у 14% – головные боли, а так же низкая двигательная активность, повышенная утомляемость и слабость. В единичных случаях респонденты отмечали патологию желудочно – кишечного тракта, нарушение зрения и артериальную гипертензию.
Заключительный раздел фокусированного интервью был посвящен персонализации проявлений синдрома профессионального выгорания. В частности, мы задавали вопрос: «Какие проявления профессионального выгорания в большей степени заметы у врачей». Негативное отношение к пациентам, которое выражается полиморфно в виде агрессии, раздражительности, черствости, проявления цинизма и пр. отметили 17 респондентов из 22, усталость отметили 16 респондентов; «формализм» в работе, нежелание совершенствовать профессиональные компетенции, «шаблонность и косность» профессионального клинического мышления – 13 опрашиваемых. Настораживает и прогностически неблагоприятно, что все перечисленные симптомы отметили молодые специалисты, стаж работы которых от года до трех лет. Кроме того, врачи – респонденты отмечали нежелание помогать людям, отсутствие сострадание к чужой боли, низкую степень самооценки, безысходность, невозможность что – либо изменить, тревогу, разочарование и нарушение психо – соматического статуса.
Проведенный анализ показал, что все врачи не только имеют представление о синдроме профессионального выгорания, но и, исходя из своего жизненного профессионального опыта, дают оценку полиморфного проявления этого симптомокомплекса у врачей. Кроме того все 100% респондентов отметили изменение психо – соматического статуса как неотъемлемой части синдрома.
Симптомы синдрома профессионального выгорания были отмечены всеми без исключения врачами. Результат показал, такое полиморфизм проявлений, которые отмечали респонденты, их разнообразная степень выраженности говорит о том, что врачи остались небезучастны к проблеме профессионального выгорания. Многие давали дополнительные комментарии о личных своих переживаниях и развернутую рефлексию проявлений синдрома профессионального выгорания. Врачи относятся к группе специальностей - мишеней профессионального выгорания, к системе профессий типа "человек - человек", по сути, к профессиям высокой группы риска.
В научной литературе описаны разнообразные комплексы мероприятий, направленных на диагностику и профилактику возникновения синдрома профессионального выгорания, однако проблеме проявлений профессионального выгорания именно у врачей¸ работающих в детских поликлиниках, уделяется внимания недостаточно. Главный врач, руководители структурных подразделений и врачи разных специальностей, должны быть «вооружены» минимальными психологическими, конфликтологическими компетенциями, имеющими профилактический и терапевтический эффекты, чтобы защитить в первую очередь себя, тем самым сузить конфликтогенное поле медицины.