Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
21 февраля 2016г.

Планирование является одним из важнейших видов экономической работы. Планирование в здравоохранении - это основа деятельности медицинского учреждения, которое производится с учетом видов лечебно-профилактических учреждений. Планирование и прогнозирование должны быть построены на научных принципах: непрерывности планирования, нацеленности на рациональное использование экономических ресурсов, ведущих звеньев и приоритетности их реализации, взаимной увязки и координации, рациональной нормоуправляемости и др.
В практике деятельности многопрофильного лечебного учреждения применяются различные методы планирования: нормативный, программно-целевой метод, метод планирования по технико-экономическим факторам.
Основой планирования и управления в здравоохранении является ретроспективная и текущая оперативная информация, накопленная в базе данных экономического мониторинга лечебного учреждения. Такая информация делает возможным оценку финансовых, материальных и кадровых ресурсов на период начала разработки плана лечебного учреждения.
При планировании используются такие показатели как: объемы медицинской помощи, предоставляемой населению РФ бесплатно, которые определяются исходя из нормативов объемов лечебно-профилактической помощи на 1 тыс. человек. С 2014 г. нормативом планирования стационарной помощи стало количество госпитализаций на одного человека. Оплата медицинской помощи за пролеченного больного с использованием клинико-статистической группы заболевания (КСГ). КСГ представляет собой группу заболеваний, относящихся к одному профилю стационарной медицинской помощи и сходных по используемым методам диагностики и лечения пациентов и средней ресурсоемкости (стоимости, структуре затрат и набору используемых ресурсов).
Нормирование объемов медицинской помощи производится в соответствии с рекомендациями [1].
В российских лечебных учреждениях осуществляется текущее, оперативное планирование, тогда как стратегические планы обычно не разрабатываются, между тем именно последние являются важным условием в конкурентной борьбе за выживание. Успех лечебного учреждения в получении дополнительных источников финансирования зависит от того, насколько удачно оно действует на рынке медицинских услуг, предлагая то, что может заинтересовать потенциального потребителя, максимально используя существующие условия и ресурсы. В обеспечении этих условий велика роль стратегического планирования и управления лечебным учреждением. Стратегическое планирование и управление повышает шансы не только выстоять в борьбе с конкурентами, пережить кризисы, но и позитивно развиваться.
Установлены общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. План составляется на тот же срок, что и федеральный бюджет. Его форма утверждается органом-учредителем (Приказ Минфина РФ от 28 июля 2010 г. № 81н ―О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения‖). План состоит из трех частей: заголовочная, содержательная (текстовая (описательная) и табличная), оформляющая. Приведены перечни информации, которая должна раскрываться в каждом из разделов. Так, в плане указываются цели и основные виды деятельности учреждения, перечень оказываемых (выполняемых) им платных услуг (работ), общая балансовая стоимость имущества. Отражаются показатели финансового состояния (данные об активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана).
Планы финансово-хозяйственной деятельности составляются учреждениями на очередной год и планируемый период на 2 года, отдельно по каждому виду финансового обеспечения: бюджет, средства, зарабатываемые учреждением при оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования и деятельности приносящей доход. В условиях внедрения рыночных отношений в здравоохранении планирование имеет свои особенности в каждом учреждении. Для развития учреждения администрации учреждения необходимо развивать внебюджетную деятельность, в том числе платные медицинские услуги. При составлении плана развития исследуется рынок медицинских услуг, как в городе, так и в регионе, оценивается возможность конкурентов. Важно иметь план маркетинга, сформировать организационный, юридический и производственный планы, оценить риск и возможности страхования. Для лечебного учреждения оказание платных медицинских услуг являются возможностью: определения перспективного развития, исходя из спроса на предоставляемые услуги, самостоятельного планирования своей деятельности.
Приведем плановые показатели по выплатам которые формируются учреждением в в разрезе выплат на: оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; услуги связи; транспортные услуги; коммунальные услуги; арендную плату за пользование имуществом; услуги по содержанию имущества; прочие услуги; приобретение основных средств; приобретение нематериальных активов; приобретение материальных запасов; прочие расходы.
Планирование расходов бюджетного медицинского учреждения осуществляется по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России № 65н от 01.07.2013 г. (ред. 16.12 2014 г. 150н), в соответствии с утвержденным объемом услуг и нормативами финансовых затрат на единицу услуги.
Единицами измерения задания лечебного учреждения могут быть: количество пролеченных больных; койко-дни лечения в круглосуточном стационаре; посещения в поликлинике; условные единицы диагностических исследований.
Основное значение в настоящее время придается показателям объема выполняемой (планируемой) работы. И уже в зависимости от этих показателей определяются: виды структурных подразделений; профили подразделений; коечная мощность отделения стационара; план посещений в смену и количество смен в поликлинике; штатная численность персонала; площадь рабочих помещений. Для работы отделений стационара основными плановыми показателями являются количество пролеченных больных и койко-дни, проведенные пациентами. Производным показателем является средняя длительность лечения в отделении соответствующего профиля.
Для определения коечной мощности отделения необходимо установить значение функционирования койки в пределах от 280 до 340 дней плановой работы в год в зависимости от профиля койки и типа учреждения. При определении функционирования койки необходимо учитывать, что чем больше значение этого показателя, тем больше финансовая отдача от работы одной койки при прочих равных условиях.
Так как целью разработки задания по оказанию медицинской помощи является сбалансированность объемов помощи и объемов финансовых средств, выделенных на оказание этой помощи, наблюдается сокращение объемов помощи по сравнению с фактически сложившимся за отчетный период. И, как следствие, наблюдается сокращение коечного фонда. Само по себе сокращение коечного фонда не приведет к сокращению накладных расходов учреждения, и, более того, себестоимость каждой единицы (койки, койко-дня) увеличится.
На наш взгляд, на современном этапе должны решаться следующие задачи планирования развития здравоохранения:
- обеспечить снижение удельной затратности оказания медицинской помощи;
- оптимизировать структуру и размещение медицинских учреждений;
- содействовать распространению прогрессивных форм оказания медицинской помощи.
Последовательность планирования в лечебном учреждении должна быть ориентирована на финансирование оказания определенных объемов медицинской помощи. Различие в развитии лечебно учреждения определено различием финансирования в системе ОМС. Это различие определяется уровнем потребности в медицинской помощи: при оплате услуг - посещаемостью или количеством законченных случаев, пролеченных в стационаре, в т.ч. с использованием клинико-статистических групп, при подушевом финансировании – численностью населения и его характеристиками.
Таким образом, планирование финансово-хозяйственной деятельности учреждения становится все более актуальным для обеспечения доступности оказания медицинской помощи, совершенствования ее оплаты за законченный случая с применением КСГ и обеспечивает повышение экономической эффективности деятельности учреждения.

Список литературы

1. Дмитроченков А.В. Экономика лечебно-профилактического учреждения на современном этапе реформирования здравоохранения: Учебное пособие/ под. ред. д.м.н. Разумовского А.В./ А.В. Дмитроченков, Н.А. Полина [ и др.] Н. Новгород, ООО «Печать», 2009 г. -229 с.
2. Письмо МЗ России от 20.12.2012 № 14-6/102-5305 « Способы оплаты медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий на основе групп заболеваний, в т.ч. КСГ болезней – рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, страховых медицинских организаций».
3. Разумовский, А.В. Стратегическое планирование и управление муниципальным здравоохранением: Учебно-методические рекомендации/ А.В. Разумовский, В.Н. Лазарев, Н.А.Полина [и др.]/ 2-е изд.переработанное и доп.:- Н. Новгород. Изд-во НГМА, 2008 г. -84 с.