18 апреля 2017г.
Программа модернизации российского здравоохранения (далее – Программа) была принята
Правительством Российской Федерации в конце 2010 года и начала реализовываться в 2011 году. По данным Счетной Палаты Российской Федерации общий объем финансирования Программы в 2011-2013гг. составил 694 миллиарда рублей. Впервые в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета были осуществлены объемные инвестиции в здравоохранение субъектов Российской Федерации. В целях организации мониторинга реализации мероприятий Программы осуществлялось ведомственное статистическое наблюдение.
Одним из базовых направлений Программы стало внедрение современных информационных технологий в здравоохранение. И, хотя о необходимости информатизации здравоохранения и ее возможностях говорилось в течение последних 15 лет (Берсенева Е.А., Беркович В.Б., 2003; Берсенева Е.А., Седов А.А., 2014), это была первая Федеральная программа комплексной информатизации в современной России. На информатизацию здравоохранения в 2011-2013гг. было израсходовано более 31 млрд. руб.
В части внедрения современных информационных технологий в рамках статистического мониторинга осуществлялось формирование следующих сведений:
• объем финансовых средств;
• число медицинских организаций, включенных в программу;
• закупки и внедрение компьютерной техники (число единиц). Сбор и формирование всех сведений было осуществлено в разрезе:
• плановых показателей, их изменения, фактических показателей;
• основных мероприятий Программы.
К основным мероприятиям Программы в части внедрения информационных технологий (далее – ИТ-мероприятия) были отнесены внедрение/организация:
• персонифицированного учета медицинской помощи и электронной медицинской карты (далее – ЭМК) (в статистическом наблюдении эти два направления информатизации не были дифференцированы);
• электронной регистратуры;
• телемедицинских технологий и электронного документооборота (в статистическом наблюдении эти два столь разных направления информатизации также не были дифференцированы);
• регистра медицинского персонала;
• паспорта медицинского учреждения.
Для анализа реализации ИТ-мероприятий нами был дополнительно сформирован следующий перечень аналитических показателей:
• объем финансовых средств на 1000 чел. населения;
• уровень освоения финансовых средств;
• уровень внедрения ИТ-компонентов (удельный вес медицинских организаций, в которых данное мероприятие было выполнено от числа медицинских организаций, в которых оно было запланировано);
По данным статистического наблюдения на 01.07.2013г. финансирование ИТ-мероприятияй было предусмотрено в объеме 29 млрд.руб., что составило в среднем 205,4 тыс.руб. на 1000 чел. населения. В разрезе субъектов Российской Федерации диапазон колебаний последнего из указанных показателей составил от 77,16 тыс.руб. до 713,7 тыс.руб., т.е. отмечаются почти десятикратные различия.
Уровень освоения финансовых средств на реализацию ИТ-мероприятий в среднем по Российской Федерации на 01.07.2013г. составил 85,5%. Почти четвертая часть (22,09%) финансовых средств была освоена в течение первого полугодия 2013 года. Эти данные наглядно свидетельствуют о необходимости достаточно длительного подготовительного периода к реализации подобных масштабных мероприятий. Так например, по данным отчета на 01.01.2013 г. в некоторых субъектах РФ уровень освоения средств составлял менее 10%. в то время как на 01.07.2013 г. минимальное значение данного показателя составило 28,5%. На 01.07.2013г. только в 4-х субъектах РФ был ниже 50%. В 43-х субъектах Российской Федерации уровень освоения финансовых средств превысил 90%.
Число медицинских организаций, в которых были запланированы внедрение/организация персонифицированного учета медицинской помощи и ЭМК на 01.07.2013 г. составило 21 101 учреждение. Уровень внедрения в среднем по Российской Федерации составил 62,4%, т.е. был невысоким. Для сравнения отметим, что по данным на 01.01.2013г. данный показатель составил только 22,6%. В 20-ти субъектах Российской Федерации уровень внедрения указанной задачи не превысил 10% от планового показателя. В 37-ми субъектах Российской Федерации данный показатель превысил 90%.
Число медицинских организаций, в которых было запланирован внедрение электронной регистратуры на 01.07.2013 г. составило 15 890 учреждений. Уровень внедрения в среднем по Российской Федерации составил 82,8%. По данным на 01.01.2013г. данный показатель составил 62,7%. В 13-ти субъектах Российской Федерации уровень внедрения указанной задачи не превысил 10% от планового показателя. В 60-ти субъектах Российской Федерации данный показатель превысил 90%.
Число медицинских организаций, в которых было запланирован внедрение телемедицинских технологий и электронного документооборота на 01.07.2013 г. составило 14 568 учреждений. Уровень в среднем по Российской Федерации составил 80% (на 01.01.2013г. - 68,5%). В 10-ти субъектах Российской Федерации уровень внедрения указанной задачи не превысил 10% от планового показателя. В 64-х субъектах Российской Федерации данный показатель превысил 90%.
Закупки и внедрение компьютерной техники были запланированы в объеме 1 062 280 единиц. Данный показатель в течение первого полугодия 2013 года подвергался существенной корректировке - в среднем по Российской Федерации план закупок компьютерной техники был увеличен на 25%. Это свидетельствует о существенной недооценке роли материально-технического компонента информатизации при планировании ИТ-мероприятий. Дополнительным подтверждением этому является высокий уровень реализации ИТ-мероприятий в части закупок компьютерной техники: в среднем по Российской Федерации на 01.07.2013г. он составил 91,3%. Только в 3-х субъектах РФ уровень реализации закупок компьютерной техники был ниже 50%. Оценивая данный показатель, следует учитывать, что закупки и установка компьютерной техники по сравнению с закупками/разработками и внедрением прикладного программного обеспечения не сопряжены со столь серьезными проблемами.
Мероприятия по внедрению регистра медицинских работников и паспорта медицинских учреждений были выполнены практически всеми субъектами Российской Федерации (исходя из данных отчетов).
Распределение субъектов Российской Федерации по показателю комплексной оценки реализации мероприятий Программы в части ИТ
Таблица 1
Комплексный
показатель
|
Число субъектов РФ
|
Комплексный
показатель
|
Число субъектов РФ
|
0-25
|
2
|
51-75
|
16
|
26-50
|
7
|
76-100
|
54
|
Для формирования комплексной оценки нами была проведена бальная оценка по каждому из представленных выше показателей реализации Программы. Диапазон бальной оценки составлял от 0 до 20 в зависимости от уровня реализации мероприятия, выраженного в % (0 баллов: уровень реализации мероприятия - 0%; 20 баллов – 95,1-100%). Распределение субъектов Российской Федерации по показателю комплексной оценки реализации ИТ-мероприятий представлено в таблице 1.
Масштабные мероприятия Программы определили дальнейшее развитие здравоохранения Российской Федерации. Анализ эффективности их реализации способствует адекватному планированию на настоящий и последующий периоды. В части ИТ-мероприятий можно с уверенностью утверждать, что решающим фактором их успешности и эффективности явился уровень готовности территории к их реализации.
Список литературы
1. Берсенева Е.А., Седов А.А. Автоматизированный лексический контроль как средство повышения качества медицинских документов. // Менеджер здравоохранения. - 2014. - № 2. - С.49- 53.
2. Берсенева Е.А., Беркович В.Б. Актуальность создания и внедрения медицинских информационных систем. // Здравоохранение. – 2003. - № 3. – С.71-75.
3. Реализация региональных программ модернизации здравоохранения 2011-2013 гг. в полном объеме не завершена – результаты проверки. 30.04.2014г. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации (http://www.ach.gov.ru/press_center/news/17647).
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.12.2010 № 1240н «Об утверждении порядка и формы предоставления отчетности о реализации мероприятий региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110626/).
5. Численность населения субъектов Российской Федерации на 01.01.2013г. (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a 39ab251f2bafc3a6fce)