13 февраля 2016г.
Современная высшая медицинская подготовка реализует компетентностный подход в овладении практическими навыками с целью формирование профессионально готового к самостоятельной врачебной деятельности специалиста, все время вводя новые федеральные стандарты образования (ФОГС-2, ФОГС-3, ФОГС-3 плюс, ФОГС-4) и приводя российскую систему подготовки врачей к зарубежным аналогам.
Если сравнить подготовку по анатомии человека в российских вузах и зарубежных университетах, то можно отметить существенные различия.
В зарубежных институтах изучение анатомии сразу, с 1 курса, начинается по топографическому принципу - голова, шея, грудь , живот, таз, верхняя и нижняя конечности, позвоночник.
В российских университетах сначала изучается «системная анатомия» и на ее базе рассматривается «топографическая анатомия и оперативная хирургия».
Так, если, в стандарте ФОГС-2 дисциплина «топографическая анатомия и оперативная хирургии» осваивались студентами 3-4 курса различных факультетов и это приходилось на начальные этапы клинического обучения, то в стандарте ФОГС-3- изучение дисциплины происходит в разделе доклинических дисциплин-на 2-3 курсе.
Снижается общий объем учебных часов, что затрудняет овладение практическими навыками по оперативной хирургии, хотя и облегчает изучение раздела «топографической анатомии» сразу после «системной» - школьной анатомии.
С целью улучшения подготовки студентами базовыми хирургическими навыками в УГМУ используется имитационная методика, когда на трупе или на виртуальном компьютерном тренажере моделируется реальная ситуация-ушивание рваной раны руки, головы ,перевязка язычной артерии при раке языка и т.д.
Ввиду этого, целесообразным является разделение теоретической и практической частей обучение.
На кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии УГМУ теоретическая часть имитационной подготовки овладения базовыми навыками происходит через интернет-сайт кафедры с проработкой электронных учебников, видео фильмов, использованием интерактивных программ обучения самостоятельно. При этом студент получает возможность через интернет оценить степень свой теоретической подготовки.
Практическая часть имитационной подготовки овладениями базовыми хирургическими навыками и экзамен происходит на кафедре оперативной хирургии УГМУ , как на виртуальных моделях, так и на реальных объектах - трупе, экспериментальном животном..
При этом, основную подготовку по овладению практическими навыками студент проходит на трупном материале, так как только на трупе можно смоделировать любую имитационную задачу и проверить результат овладения практическими навыками в максимально приближенных к реальной обстановке условиях.
Для этих целей учебные классы оборудованы симуляционными тренажерными комплексами различных модификаций, что позволяет студентам в полной мере освоить необходимое основные навыки оперативной техники-наложения швов, остановки кровотечения , первичной хирургической обработки раны, проведения плевральной пункции, венесекции, катетаризации вен, внутримышечных иньекций, местного обезболивания.
Но, как показал анализ выживаемости знаний по топографической анатомии и оперативной хирургии, знания, полученные студентами на доклиническом этапе обучения, практически забываются к 6 курсу и выпускающим экзаменам по основной специальности.
Чтобы улучшить подготовку врача общего профиля предлагается ввести в ФОГС 4 для студентов 6 курса (выпускающий курс любого факультета) обязательный курс «клинической анатомии с базовыми мануальными навыками» в размере 72 часов.