Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АДАПТИВНАЯ РОЛЬ ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2017г.

Актуальность. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин, в частности, логики и гносеологии. Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис) был Парменид. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение. Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение. Последователи Аристотеля акцентировали свое внимание на такой форме мышления как силлогизм и дедукция, что привело к созданию «мыслительной машины» Раймунда Луллия. Одной из заслуг Канта является различение аналитического и синтетического мышления. В наши дни важной, актуальной и интересной проблематикой является подробное изучение процессов эволюции мышления в онтогенезе от примитивных форм принятия решения и до сложных интегративно-дифференциальных исчислений коры больших полушарий, приведет к тому, что мы сможем сами регулировать определенные процессы, так как знаем как это строилось с течением времени. Философский спектр рассмотрения данной проблематики необходим для создания определенных групп гипотез, которые, будучи доказанными, примут свою истинность.

Цель исследования. Проследить процессы усложнения когнитивных структур и процессов в ходе эволюции и ответить на вопрос, каким образом когнитивная сложность упрощает жизнь.

Материалы и методы. Современная литература по когнитивной науке и эволюционной эпистемологии, классические философские (Парменид, Аристотель, Кант), биологические (Чарльз Дарвин), психологические (А.Н. Леонтьев) работы.

Результаты и их обсуждение. В ходе эволюции идет усложнение когнитивной орагнизации живых существ:  возникновение  многоклеточных  организмов,  появление  клеточных  дифферонов,  которые выполняют разные функции, далее — формирование примитивной сенсорной психики, являющейся способностью реагировать на раздражитель при этом роль научения минимальна. Затем возникают живые организмы способны отражать внешнюю действительность целостно и предметно. Они осуществляют активный поиск положительных раздражителей, развиваются элементарные комбинационные формы мышления. Постепенно возрастает роль научения. Высокоинтеллектуальные существа (дельфины, обезъяны) подразумевают, помимо развитой способности научения, возможность решать задачи разными путями, сложные комбинационные формы мышления с новыми операциями. Следующим этапом было формирование новой когнитивной способности: сознания, позволяющего осуществлять высокоуровневое управление когнитивными процессами. Можно с высокой степенью достоверности предположить, что процесс когнитивной эволюции, возрастания когнитивной сложности не достиг принципиальных ограничений и ожидаемым является увеличение множества выполнимых операций, разнообразия внутри этого множества, качества их координирования (сложности организации) и т.п.. что дает сложным с когнитивной точки зрения организмам разнообразные преимущества.

Выводы.  На  данный  момент  когнитивная  сложность  является  лучшим  приспособительным аппаратом для жизни на нашей планете.