Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРТ-ТЕРАПИЯ ИЛИ ЛЕЧЕНИЕ ИСКУССТВОМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

План:

1.     Общие характеристики

2.     История вопроса

3.     Виды терапии

4.     Показания для проведения терапии:

5.     Задачи арт-терапии

6.     Влияние форм и техник искусства ХХ века на арт-терапию

7.     Стили и направления искусства ХХ века

8.     Техники или формы творческого выражения

9.     Практика использования методов арт-терапии для людей, переживших сильное потрясение

10. Список использованной литературы

1. Общие характеристики

Арт-терапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на использовании методов искусства и творчества. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия, связанная с изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента.

2. История вопроса

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США и в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда иК. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в США была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации реабилитации и развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

3.Виды терапии

В реестре медицинских процедур арт-терапия представлена различными методами, к ним относятся:

1.   арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве;

2.   библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

3.   музыкотерапия;

4.   драматерапия;

5.   танцевальная терапия;

6.   куклотерапия.

4. Показания для проведения терапии

Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувствоодиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я-концепция», низкая самооценка.

5. Задачи арт-терапии

В общем случае арт-терапевтам приходится решать ряд процедурных задач:

1.     дать пациентам социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам;

2.     облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода;

3.     получить материал для психодиагностики;

4.     выявить подавленные мысли и чувства;

5.     установить контакт с пациентом;

6.     развить самоконтроль;

7.     сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;

8.     развить творческие способности и повысить самооценку;

9.     облегчить процесс лечения.

6. Влияние форм и техник искусства ХХ века на арт-терапию

В ХХ веке искусство активно экспериментировало с новыми формами.

Появление и становление арт-терапии в Европе и США происходило на базе культурных и социальных идей общества того времени.

Большое влияние на становление арт-терапии оказали определенные художественные направления ХХ века: сюрреализм, арт-брют, аутсайдер-арт.

Особым колоритом обладает российская действительность. Искусство ХХ века оказывается порой мало знакомой областью для арт-терапевтов. Обладая поверхностными знаниями истории искусства прошлого века, российские арт-терапевты могут сталкиваться с непониманием «альтернативных» (отличных от академических, реалистических) художественных методов, знакомых клиентам, что может вносить искажения в процесс реабилитации и отражаться на результатах арт-терапевтической работы.

Усиление роли современного искусства в обществе, его признание и  поддержка на государственном уровне, проведение выставок, возникновение Московской Международной Биенале современного искусства, появление нового поколения людей, движение в сторону общеевропейского культурного контекста – всѐ это содействует внедрению новых методов в процесс арт-терапии в нашей стране.Роль и место художественного произведения в искусстве и арт-терапии, значениеэстетического критерия в современном искусстве также влияют на процесс инсталляции данного метода в арсенал реабилитационных процедур.Искусство в ХХ веке каждый раз заново осмысляет свою территорию и функцию, вследствие чего они постоянно расширяются. Искусство больше не заботится об идее прекрасного. Искусство - это способ размышления о мире и о самом себе.

Значимость художественного произведения в арт-терапии чрезвычайно важна. Это находит выражение в том, что для арт-терапевта превращаетсяв процесс отражения эффективности терапевтического процесса, достижение результатов. А для автора (пациента) - демонстрирует связанность с эмоциональным опытом и пониманием, полученными в процессе работы.

7. Стили и направления искусства ХХ века

В искусстве ХХ века происходит постоянный пересмотр эстетических критериев, рождающий множество школ и направлений. Каждое направление решает не только свою специфическую художественную задачу, но имеет     автономную    культурную,    мировоззренческую     позицию,     а    также    опирается    на    собственную психологическую основу.

Так, экспрессионизм тяготеет к эмоциональному аффекту, субъективности, хаосу чувств. Дадаизм эпатирует, протестует против логики, тяготеет к разрушению, абсурду. Абстракционизм передаѐт жизнь человеческой души через различные цвета, глубоко исследуя их природу. Сюрреализм показывает скрытые смыслы, общаясь на языке бессознательного. Экшн-пейнтинг транслирует эмоциональный и телесный опыт. Арт- брют выделяет спонтанность и анти-академическую природу истинного творчества, привлекая внимание к деятельности непрофессионалов. Смещается фокус с объектов искусства на процесс его создания (экшн- пейнтинг, хеппенинг, перфоманс). Искусство стало представлять не объективное видение реальности, а «индивидуальные мифологии», субъективный мир каждого художника.

С появлением арт-терапии большое количество художественных практик искусства заново открываются и используются в терапевтическом ключе.

8. Техники или формы творческого выражения

В творческом плане арт-терапия может быть представлена рядом художественных техник:

8.1.       Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приѐм в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путѐм наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.









6. Практика использования методов арт-терапии для людей, переживших сильное потрясение

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у пациентов положительные эмоции, помогает им даже при выраженных изменениях личности преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Изобразительные средства используются в психодиагностике, консультировании и психотерапии в сочетании с разными лечебными подходами и на разных стадиях психотерапии, особенно с теми, кто не способен или не склонен к вербальному общению. Диагностические и оценочные процедуры в арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что визуальные образы являются его естественным «языком». Определенная информация может быть усвоена сознанием лишь благодаря ее передаче посредством образов, и эта информация не может быть передана словами. В процессе формирования и создания визуальных образов происходит оживление воспоминаний и фантазий, и пациент  зачастую не осознает,  какое психологическое содержание раскрываются в образах. Поэтому содержащаяся в образах информация не подвергается цензуре. В тех случаях, когда переживания нельзя выразить словами из-за их связи с тем периодом развития, когда речь еще не была сформирована, либо из-за перенесенной психической травмы, изобразительные средства обеспечивают доступ к этим переживаниям. Образы позволяют выражать чувства; они также вызывают разнообразные эмоциональные реакции и служат психологическим изменениям; образы затрагивают как сознательный, так и бессознательный уровень психической деятельности, обеспечивают доступ к довербальным формам психического опыта; помогают в раскрытии проблемного психологического материала и преодолении защит; техники спонтанного и направленного воображения обеспечивают психологические изменения даже при отсутствии интерпретаций; образы затрагивают прошлый и текущий опыт, а также позволяют выражать представления о будущем; новые ситуации и модели поведения могут быть смоделированы и проиграны в образной форме, прежде, чем они найдут свое выражение в реальном поведении и будут осмыслены; образы позволяют выражать те мысли и чувства, которые трудно выражать в словах, а также способствуют абстракции; восприятие и переработка образной информации имеют равную ценность и дополняют друг друга; в то же время они могут осуществляться на разных уровнях психической деятельности; иногда переработка визуальной информации может затруднять или нарушать восприятие.

Использование рисования (и других форм творческого самовыражения) в психологическом консультировании и психотерапии оказывает дополнительную помощь в диагностике личности, в объективизации внутренних и внешних конфликтов, в оценке динамики оказания психологической помощи. Рисунки не отнимают много времени, не пробуждают в пациентах страха и дают обширный материал для интерпретации. Изобразительное творчество уменьшает вероятность проявления психологической защиты, так как его продукты обычно имеют содержание, в большей или меньшей степени скрытое от сознания пациента. Рисунок представляет собой долговременную и наглядную «запись» того, что происходит по ходу взаимодействия специалиста и пациента, к которой можно постоянно возвращаться. Это дает  возможность пациенту проследить те изменения состояния, которые он пережил в процессе оказания ему психологической помощи.

В Хабаровске для военнослужащих Восточного военного округа психологи проводят курсы арт-терапии.

Арт-терапия помогает заранее выявлять довольно серьезные проблемы.

Для эмоциональной разгрузки военнослужащие раскрашивают друг другу лица.


Вербальный контакт позволяет развить доверительные и дружественные отношения, а разнообразие красок позволяют оценить психологическое самочувствие молодого солдата. Если военнослужащий не умеет выражать свои мысли и чувства вербальным путем, то с помощью арт-терапии он свободно показывает свое внутреннее



состояние. Если военнослужащий выбрал темные цвета, значит, это сигнал о том, что он нуждается в сеансе арт- терапии. Прежде всего, данная процедура необходима для профилактики суицидальных намерений. В процессе работы с данным военнослужащим у него меняются представления о цвете.

Выводы:

Арт-терапия –является одним из методов психологической работы, использующим возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии пациента.

Сущность арт-терапии проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Творческий характер занятий помогает пациенту открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. Терапия творческим самовыражением направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, а на развитие пациентом своих отношений с самим собой и миром.

В каждом пациенте предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности. Поэтому задача арт-терапии, не сделать всех художниками,а пробудить в пациенте активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.

Согласно взглядам психологов, творчество - одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом и стрессом, способного сформировать поведение со стремлением к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для пациентов, не имеющих возможности выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать.

Поэтому не случайно психологи рекомендуют использовать такие занятия с пациентами в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ исключения причин эмоционального дискомфорта и психического нездоровья пациента.

 

 

Список литературы

1.     Арт-терапия. ред.-сост. А. И. Копытин. — СПБ., 2001

2.     Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии. — М., 2003.

3.     Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». ред. А. И. Копытина. — СПб., 2002.

4.     Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб.: Речь, 2008.

5.     Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004.

6.     Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. — СПб.: Речь, 2008.

7.     Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. — СПб., 2001

8.     Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000.