15 апреля 2018г.
В статье анализируется возможности изучения авторского стиля архитектора и дизайнера Захи Хадид будущими дизайнерами. Творчество Захи Хадид выступает как объективная культурная ценность и ориентир в процессе формирования личности и профессиональных качеств дизайнера.
Ключевые слова: Заха Хадид, дизайн, дизайн интерьера, авторский стиль.
Признанные мастера архитектуры и дизайна, такие как Заха Хадид, уже давно числятся в своеобразном пантеоне мастеров, которым часто подражают, на которых хотят равняться и чье творчество по-настоящему характеризует современность и устремления дизайнерской мысли в глобальном, общечеловеческом масштабе. Однако подражание – это не путь, рождающий нечто новое, а скорее лишь превращение эффектных ходов, задумок и уже сложившегося прекрасного и выразительного языка в шаблон и схему, которая не будет обладать убедительностью оригинального произведения.
Именно поэтому мы говорим об авторском стиле, как источнике вдохновения, который даст начало новому, а не позволит множить многочисленные клоны и репродукции уже существующего.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что изучение авторского стиля само по себе решает многочисленные вопросы в процессе формирования профессиональных качеств будущего дизайнера. В контексте творчества Захи Хадид, которое не только объективно является интересным с точки зрения масштаба личности самого дизайнера, но и всех тенденций, которые нашли в нем отражение, мы отмечаем, что стройность и общая логичность, присущая ему позволяет сформировать общую эстетическую и профессиональную культуру будущего дизайнера.
Нестандартное мышление Захи Хадид в отношении архитектурной геометрии и проектируемым пространствам выделяют ее среди современников. Творчество Хадид как архитектора и дизайнера граничит с высоким искусством, берущим начало в эстетике деконструктивизма и в самой жизни – в ее многообразии и логике.
Однако, для того, чтобы не вернуться к уровню подражания и заимствования, мы должны предложить такие направления изучения творчества Захи Хадид, которые позволят выявить базу ее творческого стиля, методы ее работы и т.д.
В связи с этим мы можем выделить ряд объективных противоречий, которые на данный момент существуют и требуют разрешения в контексте нашего исследования:
· Между необходимостью в обширной научной базе по исследуемой проблеме (различные аспекты творческого метода Захи Хадид) и недостаточностью научно-теоретических исследований в этой области (особый дефицит мы видим в русскоязычной литературе);
· Между потребностью в обобщении различных аспектов творчества Захи Хадид в единую систему, позволяющую проследить методологические особенности проектирования в ее творчестве и отсутствием исследований, рассматривающих данную проблему так широко;
· Между необходимостью создания определенного алгоритма работы над проектом интерьера в духе Захи Хадид (вдохновленного ее творчеством) и отсутствием понимания глубинной сущности внешне выразительного и цельного языка ее творчества.
Действительно, существуют объективные проблемы, связанные с тем, что практически отсутствуют научные исследования, подробно изучающие творчество Хадид: на русском языке, к примеру, наиболее полной можно считать монографию Александра Рябушина «Заха Хадид. Вглядываясь в бездну» [4], 2007. Однако, несмотря на обширный обхват тем и аспектов творчества Хадид, монографию Рябушина также нельзя считать всеобъемлющей: слишком обширным становится объект изучения.
В остальных же случаях проблема творчества и творческого метода Захи Хадид исследуется в самых различных контекстах:
· Творчество Захи Хадид в русле пространственных экспериментов архитектуры рубежа XX-XXI вв. (Вытулева К.О.) [1];
· Проявление в стиле Хадид супрематических «корней» и прочтение его как одной из ветвей деконструктивизма (Данилова Э.В.) [3];
· Изучение формально-стилистических черт архитектуры Захи Хадид (Дадашева М.М.) [2].
Таким образом, мы понимаем, что интересующая нас проблема представлена достаточно узко и требует значительного расширения в рамках более глубокого анализа творческого метода.
Также одно из противоречий направляет нас на поиск путей представления творческого метода Захи Хадид как единой системы художественных приемов и особенностей, которые формируют целостное представление об архитектуре и дизайне и встроенности конкретного проекта в определенную среду. Творчество Хадид всегда уместно и своевременно, именно поэтому его изучение с методической точки зрения полезно дизайнерам, которые только начинают свой творческий путь и еще не имеют сформированного творческого почерка.
Также одной из важнейших задач становится формирование алгоритма работы над проектом, в котором будет учтен такой важный пункт как серьезный научный и эстетический анализ творчества и творческого метода Захи Хадид на предмет поиска принципов, решений и приемов, которые могут быть использованы непосредственно при проектировании.
Практически эталонное творчество Захи Хадид – это целый мир по-своему обособленный, но в то же время такой свободный и вдохновляющий. Если нам удастся разрешить заявленные противоречия, то мы будем иметь возможность сформировать не только выдающихся дизайнеров, но и в целом значительно повлиять на формирование городской среды, которая, в свою очередь, как и бытие – определяет сознание и формирует личность.
Список литературы
1. Вытулева К.О Пространственные эксперименты в новейшей архитектуре (к вопросу о «новых образах») [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. (17.00.04) / К.О. Вытулева; МГУ. – М., 2010. – 27 с.
2. Дадашева М.М. Художественный язык архитектуры конца XX – начала XXI века в категориях объемно-пространственной композиции [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. (05.23.20) / М.М. Дадашева; МАРХИ. – М., 2016. – 190 с.
3. Данилова Э.В. Развитие формообразующих идей кубизма и футуризма в архитектуре деконструктивизма [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. арх. (18.00.01) / Э.В. Данилова; РААСН Е.А. Ахмедова. – М., 2001. – 170 с.
4. Рябушин А.В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну / А.В. Рябушин. – М.: Архитектура-С, 2007. – 336 с.