Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ОТРИЦАНИЯ И ЕЕ ИМПЛИЦИТНЫЕ ИНДИКАТОРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)

Авторы:
Город:
Баку
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Ключевые словa: отрицание, эксплицитные и имплицитные индикаторы, паралингвистические и кинетические феномены

Key words: negation, explicit and implicit indicators, paralinguistic and kinetic phenomena

Негативность является одной из важнейших проблем общего языкознания. В лингвистической литературе встречается немало работ, освещающих и затрагивающих эту многоаспектную семантическую категорию, которая получает свое отражение на всех уровнях языковой системы как эксплицитно, так и имплицитно.

Под отрицанием в лингвистике понимается языковая категория, которая представляет собой выражение с помощью определенных языковых средств негативных связей между понятиями, тем самым отрицание, несмотря на наличие семантической связи между двумя членами предложения, выражает смысловую разъединенность между этими членами.

Большинство лингвистов считают отрицание синтаксической категорией как по своему содержанию, так и по своему грамматическому оформлению. В статьей мы считаем отрицание семантической категорией, поскольку оно получает свое отражение, как уже мы отметили, на всех уровнях языковой системы как эксплицитно, так и имплицитно. Данная категория имеет не только эксплицитные или имплицитные грамматические показатели, но и фонетические, лексические, фразеологические, а также внеязыковые индикаторы. Наряду с эксплицитным отрицанием существует и имплицитные отрицание, которое не имеет формально-грамматических показателей в поверхностной структуре.

Под скрытым отрицанием понимается отрицание, которое представлено не специализированными на его выражении показателями, а манифестируется опосредованно. Имплицитное выражение какого-нибудь языкового явления  понимается,  вслед  за  С.Д.  Кацнельсоном,  Е.И.  Щендельс,  А.В.  Бондарко,  К.  Гаузенблазом, И.Харитоновой и.др., как косвенное, опосредованное, неявное выражение соответствующего значение. Среди глаголов со значением отрицания предлагается различать: глаголы, в которых значение отрицания заключено в основной части лексемы. Такие глаголы названы глаголами с ингерентным (внутренне присущим) отрицанием: fehlen, mangeln, leugnen, neiden, hindern. Сюда же относятся и префиксальные глаголы: vermeiden, ermangeln, betrügen, vortäuschen.

Эксплицитность и имплицитность являются коррелирующими понятиями, из которых первому принадлежит ведущая роль. Эксплицитность предполагает открытое, явное, непосредственное выражение какого- либо значения, а имплицитность, наоборот, предполагает скрытое, неявное, опосредованное выражение. К явлениям имплицитности относится также «скрытая грамматика». В языке выделяются два вида скрытых грамматических значений. К первому виду относятся категории, имеющие как эксплицитные маркеры, так и имплицитные средства передачи этого значения. Ко второму виду относятся те грамматические значения, которые вообще не имеют эксплицитного выражение и выявляются лишь многообразными косвенными способами.

Между эксплицитным и имплицитным отрицанием имеются различия в стилистическом и коммуникативно-прагматическом планах. Скрытое отрицание может имплицироваться в утвердительных и вопросительных по форме конструкциях. Имплицитное отрицание, заключенное в глубинной структуре подробных синтаксических конструкций, не имеет своих собственных эксплицитных маркеров в поверхностной структуре, но это скрытое значение имеет иные языковые и неязыковые показатели. Следует отметить важную роль неязыковых средств ( общая ситуация речевого акта, «фоновые знания», а в устной речи также кинетические явления паралингвистики), которые в тесном взаимодействии с языковыми обеспечивают однозначное понимание многозначных синтаксических структур, поскольку ограниченность языковых средств компенсируется использованием дополнительных средств для однозначного понимания содержания коммуникации.

Для имплицитного отрицания характерна градация имплицитности, находящая свое выражения в дифференциации понятий: ингерентное отрицание, внутренние присущее основной части лексемы или скрытое (hemmen), адгерентное отрицание, привнесенные каким-нибудь словообразовательным формативом, или полускрытое (versagen). К числу лингвистических индикаторов имплицитного отрицания относятся: фонетические индикаторы, лексико-семантические  и фразеологические средства, морфологические  и синтаксические показатели. Индикатору имплицитного отрицания разнообразны по своей роли в имплицировании семы отрицания и имеют разнообразную природу. Здесь необходимо выделять общие и частные индикаторы скрытой негации. Общие индикаторы имплицитного отрицания связаны с употреблением любого, утвердительного и вопросительного по форме предложения. Поэтому при анализе конкретного предложения обнаруживаются почти все общие индикаторы или некоторые.

К общим индикатором имплицитного отрицания относятся все экстралингвистические факторы, контекст и фонетические показатели данного скрытого значения.

Экстралингвистические индикаторы имплицитного отрицания

В раскрытии семы отрицания, имплицируемого в отрицательных структурах, важную роль играют внеязыковые средства, поскольку существенная роль экстралингвистических компонентов речевого акта заключается в раскрытии значения тех или иных элементов текста, прежде всего в снятии многозначности языковых единиц, употребляемых в данном тексте, а также в компенсировании тех элементов текста, которые не имеют явного выражения, либо имплицируются, либо опускаются в результате эллипса, обусловленного ситуационными условиями.

Паралингвистика, изучающая внеязыковые факторы, включает в себя две подсистемы: паралингвистическую и кинетическую. Под первой понимается все основные экстралингвистические факторы, а под термином «кинетика» понимается те паралингвистические феномены (выразительные телодвижения, жести, мимика и даже поступки), которые сопровождают акт речи и помогает выявить ее смысл.

«Фоновые знания» дополняются ситуацией речевого общения и паралингвистическими (кинетическими) феноменами (жесты, движения, поступки и мимика), которые сопровождают акт речи и помогают выявить смысл высказывания, в данном случае сему отрицания, имплицируемую в неотрицательных структурах. В устной речи все кинетические явления более заметны и сопровождают каждый акт речи. В письменной же разновидности речи эти кинетические явления передаются вербальными средствами, поскольку в письменной речи отсутствует ситуация, доступная чувственному восприятию. Es ist möglich, ich sagte zuletzt. Der weltberühmte Mann liebt ihn.Здесь кинетические явления передается вербальными средствами  и помогает неотрицательному высказыванию (Wer weiß?) имплицировать сему отрицания (Niemand weiß?).

Контекст как индикатор имплицитного отрицания

Под контекстом обычно понимается языковое окружение, в котором употребляется та или иная языковая единица. Компонентами контекста являются: исследуемая конструкция – реализирующие ее семантическую и грамматическую значимость. В лингвистике принято различать два вида контекста: узкий контекст или

«микроконтекст» и широкий контекст или «макроконтекст». Узкий контекст понимается как контекст предложения: широкий контекст выходит за рамки одного предложения и является текстовым контекстам. Лексико-грамматические составы высказываний могут быть многозначными и однозначными. Вопросительные конструкции –Wer weiß? Was kannst du machen? и много другие характеризуются многозначным лексико- грамматическим составам. Они могут выражать как собственно вопросительное, так и отрицательное значение - Niemand weiß, Du kannst nicht etwas machen.

В реализации этого или иного значения в многозначных структурах основную роль играют ситуация, контекст, интонация. А при однозначном лексико-грамматическом составе, наоборот, конструкции выражают только одно значение.

Фонетические индикаторы имплицитного отрицания

В имплицировании семы отрицания в неотрицательных структурах важную роль играют и фонетические индикаторы, в состав которых мы включаем интонацию и логическое ударение. Интонация, роль которой велика в условиях многозначности лексико-грамматического состава предложения, способна придать неотрицательным предложениям отрицательное значение. К фонетическому индикатору имплицитного отрицания мы относим и логические ударение, которое взаимодействует с движением тона, мотивирующим контекстам и другими факторами, способствуя однозначному пониманию неотрицательной структуры.

Помимо общих индикаторов имплицитного отрицания в неотрицательных структурах, существуют и частные индикаторы имплицитного отрицания в самом неотрицательном высказывании, в его лексико- грамматическом составе. Частные индикаторы имплицитного отрицания могут иметь лексико-семантическую, фразеологическую, морфологическую и синтаксическую природу.

В естественном языке наряду с системой эксплицитных средств отрицания существует система его имплицитной репрезентации. Природа обоих видов  отрицания едина: в глубинной сфере языка  существует оператор отрицания, поверхностные реализации которого различны. Приоритет в выполнении функции отрицания принадлежит эксплицитному отрицанию в виду его однозначности, большей формализованностьи и центральности в стилистическом плане. За эксплицитными и имплицитными формами представления отрицания закреплены различные стилистические, коммуникативно-прагматические контексты. Предпринятое системное описание средств, сочетающих денотативно-сигнификативные признаковые значения, значение отрицания и в большом ряде случаев эмоционально- экспрессивное значение, позволяет уточнить и дополнить имеющиеся в общей лингвистике знания о природе и сущности скрытых грамматических категорий и отрицания.

Анализ материала позволяет сделать следующие выводы:

Индикаторы имплицитного отрицания имеет разнообразную природу и могут быть подразделены на общие (все экстралингвистические факторы, контекст и фонетические показатели) и частный (лексико-семантические, фразеологические, морфологические и синтаксические показатели). В имплицировании семы отрицания в неотрицательных структурах индикаторы имплицитного отрицания часто находятся в отношении взаимодействия: чем менее выражены частные индикаторы, тем значительнее роль общих индикаторов и наоборот.