Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЭЗИЯ КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ

Авторы:
Город:
Петропавловск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2018г.

В русской лингвокультуре понятие   предательство раскрывается в таких словах, как: «предатель (предательница)»,    «изменник»,      «изменщик»,      «Иуда»,     «искариот»,     «вероотступник»,     «отщепенец», «дезертир» и т. д. У всех рассмотренных лексических единиц стержневым семантическим признаком является «человек, предавший кого-либо, что-либо». Кроме основной характеристики, выделяются дополнительные, а именно: «тот, кто изменил прежним взглядам», «лицемерный человек, притворяющийся другом и друга предающий в силу разных причин», «непостоянный во взглядах», «тайно замышляющий что-либо», «нарушивший супружескую верность», «нарушивший клятву», «нарушивший гражданский долг» [4]. При рассмотрении значений лексем, обозначающих субъект предательства, прослеживаются два вектора, характеризующих тип поведения лица предающего. Так, сопоставляя единицы «двурушник», «доноситель», «наушник», «ябеда», «перебежчик», «перемётчик», «ренегат» в русском языке, можно заключить, что предавать возможно тайно и открыто, объявив публично о выходе из группы, коллектива, организации и, соответственно, поменяв свой статус — если ты был другом, коллегой, можешь стать оппонентом, конкурентом или даже врагом.

Мы живём в эпоху, когда грань между добром и злом стала для многих неуловимой и зыбкой, а нравственные ориентиры потеряли своё первоначальное значение. В период духовного кризиса в сознании человека нравственным оправданием могут стать принципы, откровения и убеждения, которые лелеет в душе человек. Для мусульманина – это положения Корана, для буддиста – законы Будды, для христианина – заповеди Господни. Часто современный человек, уставший от повседневности, рутины жизни, нуждается в духовной поддержке, наставлении на путь истинный.

«Русскому свойственна широта души, умение любить и ценить верность, самым позорным для него и самым большим грехом считается предательство. Иуда, конечно, продолжает жить и делать за тридцать сребреников своё грязное дело в любую эпоху и в любом человеческом обществе, но пусть всегда он будет презираем» [5, с. 75]. Предательство в ментальности русского человека является непрощаемым грехом, однако месть за предательство не приветствуется, и в этом русские следуют за М. Лермонтовым, призывавшем не мстить, а надеяться на Божий суд: «но есть и Божий суд, наперстники разврата…» [3, с. 414]. Представление о предательстве у современного человека изменилось, практически каждый человек считает, что он встречался с предательством. Так, известный политик Владимир Жириновский в интервью на телевидении на вопрос: сталкивался ли он с предательством в своей партии ЛДПР, ответил эмоционально: «Это ежегодно. Но назад я их никогда не беру, это мой принцип». Девушки обижаются на предательство своих лучших подруг, которые считают особым шармом отбить у задушевной подруги её парня, мужчины считают предателем друга, не способного оказать помощь в трудную минуту жизни.

Предательство любимого человека — неимоверная боль, которую переживал каждый из нас в любом возрасте. Мужчина воспринимает предательство как преступление, грех. Даже если он изменяет, он винит себя в душе. М. Ю. Лермонтов утверждает, что все женщины по своей натуре склонны к обману и предательству. И в этом не их вина, так устроен их внутренний мир, такова их суть. Мужчинам же остаётся принять это, как должное, и продолжать бороться за свою любовь, даже если шансы на победу кажутся ничтожными:

Не ты, но судьба виновата была, Что скоро ты мне изменила,

Она тебе прелести женщин дала, Но женское сердце вложила.

Как в море широком следы челнока, Мгновенье его впечатленья,

Любовь для него как веселье легка, А горе не стоит мгновенья.

Не ты, но судьба виновата была [3]

М. Ю. Лермонтов пишет о девушке, в которую долго был влюблён. Не одно стихотворение он посвятил Наталье Ивановой, ведь в начале знакомства поэт восхищался ею, а в конце остался с обманутыми надеждами и разбитым сердцем. Девушка предпочла другого, что для любого мужчины является предательством. Ранимая душа поэта страдает, однако он сохраняет на лице улыбку и винит во всём не возлюбленную, а судьбу:

И мщенье, напомнив, что я перенес, Уста мои к смеху принудит,

Хоть эта улыбка всех, всех твоих слез Гораздо мучительней будет.

Разочарование в мужской дружбе переживается мужчинами ничуть не меньше, чем предательство

любимой. В таких случаях новым избранникам нередко «достаётся» больше, чем виновнице в измене:

И через боль я вижу ясно Сквозь холодок его лица,

Что бывший друг порой опасней Беды, ненастья и свинца. Всегда на свете будет зыбкой, Хоть сколько раз её не множь,

Способность прятать за улыбкой И лёд предательства, и ложь!

И через боль я вижу ясно [7, с. 140].

Действительно, друг может улыбаться в лицо, но за спиной строить козни. Однако наступает момент, когда близкий человек раскрывает своё истинное лицо и приносит в жизнь невероятную боль. Лучшие друзья знают твоё слабое место, поэтому они хуже врага, ведь их «лёд предательства» очень тяжело растопить и простить.

Вспомним прекрасное стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Написанное поэтом, наделѐнным даром «всеведенья пророка», в минуты сильного эмоционального напряжения стихотворение раскрывает природу предательства.

Погиб поэт! — невольник чести — Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..




Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Смерть поэта [3]

Всё начиналось, казалось бы, с невинной молвы, которая переросла в злословие и злобную травлю поэта. В результате этих гонений гений русской поэзии «пал, оклеветанный молвой». Гениальный провидец Лермонтов, как опытный хирург, ставит точный диагноз гибели Пушкина. Завистливый и душный свет отравлял поэту жизнь, отравляет и последние минуты его жизни «коварным шёпотом насмешливых невежд». С позиции этих невежд, вина Пушкина очевидна: он гений и гордый человек, а значит – ему нет места среди приближенных к власти, выражаясь языком современного сленга, элите.

Поэты разных эпох затрагивают тему предательства. Омар Хайям, выдающийся философ, в своём рубаи призывает людей не доверять случайным знакомым. Он использует эпитет «подлый», что означает низкий в нравственном отношении, век. К сожалению, в наше время остаётся проблема нравственного выбора:

В наш подлый век неверен друг любой. Держись подальше от толпы людской. Тот, на кого ты в жизни положился, — Всмотрись-ка лучше, — враг перед тобой. В наш подлый век неверен друг любой [6]

Современные писатели снова и снова обращаются к теме предательства. Его невозможно обойти стороной — оно везде. Татьяна Кушнарёва – поэт-прозаик Приднестровья ярко отражает сложный и удивительный мир. Она воспринимает жизнь во всей её полноте и многоцветии, чувствует природу поэтического слова. Нетрудно догадаться, о чём она пишет в следующем стихотворении:

А я теперь живу неспешно, Остались в прошлом ревность, страсть.

Какое счастье – жить безгрешно И знать, что в грех уже не впасть. И только в снах – мелькают люди, Объятья, стоны, ревность, страх

И вкус измены на губах...

Но Бог за сны людей не судит.

А я теперь живу неспешно [2]

«Бог за сны людей не судит», он судит за действия человеческие: измену, предательство, за боль, принёсшую близким. В этом произведении автор хочет показать читателю простую истину: умные и сильные люди не мстят. Они переживают, но не способны на подлость отвечать подлостью. Им остаётся презирать предателей и оставаться чистыми душой. Христианская заповедь гласит, что следует прощать, дабы и нам были прощены грехи.

Тема предательства у каждого поэта раскрывается по-своему. Так, Владимир Высоцкий, размышляя об обидчиках и предателях, пишет следующие строки:

Я спокоен — Он мне всё поведал.

«Не таись», — велел. И я скажу: Кто меня обидел или предал — Покарает Тот, кому служу.

Я спокоен — Он мне всё поведал [1]

Стихи убеждают нас в том, что не стоит жить с мыслями о мести. Раны предательства не зашьёт ни один человек, не залечит ни одно время, но надо быть терпеливее. Никто не отменял закон бумеранга, который также проявляется в наших поступках, мыслях и эмоциях. Человек сам несёт ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвящённом его жизни:

Судьбу не обойти на вираже

И на кривой на вашей не объехать, Напропалую тоже не протечь.

А я? Я — что! Спокоен я, по мне — хоть

Побей вас камни, град или картечь.



В числе воображаемых кар есть такие как "побей вас камни, град или картечь", их не может устроить человек, а лишь Бог имеет право судить предателей. Владимир Высоцкий пишет о том, что и когда бы ни было с врагами, он не будет тратить себя на сведение счётов. Даже не будет выяснять, случилось ли возмездие. Автор уверен, что судьбу не обойти на вираже и на кривой не объехать. В этом и есть главная мысль произведения. Ни один человек не в силе изменить судьбу, которая ему предначертана. Поэзия помогает нам пережить сложные этапы в жизни, такие как предательство, раскрывая всю правду в простых, но истинных строках.

 

Список литературы

 

1 .Владимир Высоцкий. Я спокоен — Он мне всё поведал (электронный ресурс). Режим доступа:http://rupoem.ru/vysotskiy/ya-spokoen-on-mne.aspx

2 .Татьяна Кушнарёва. А я теперь живу неспешно (электронный ресурс). Режим доступа:https://socratify.net/quotes/tatiana-kushnareva/140435

3 .Лермонтов М. Ю. Собрание соч. в 4-х т., Т.1. – М.- Л.: АН СССР, 1961

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / / Российская Академия наук. Институт русского языка имени В.В.Вернадского. -4-е издание, дополненное. М., Азбуковник, 1999. 944 с.

5. Табакова З.П. Патриотизм как базовый концепт русской ментальности // Научный журнал №5(60): издательство АНС «Сибак», 2016. Стр.66-75

6. Омар Хайям. Рубаи: Омар Хайям. - Санкт-Петербург, Издательство Санкт-Петербург, 2004 г.

7. Шестериков В.Г. Мгновения. – Петропавловск: Северный Казахстан, 2007 г.