Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗЫ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ В ПРОЗЕ О.М. СОМОВА

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
18 марта 2016г.

Наиболее характерной особенностью художественного мира О.М. Сомова является внимание к народной фантастике. При решении важных общечеловеческих проблем, а также использовании в изображении житейских ситуаций, писатель зачастую привлекает персонажей народной демонологии. Действующими лицами произведений О. Сомова становятся люди, обладающие сверхъестественными способностями, покойники, черти и призраки, домашние духи. Духов природы в своем творчестве писатель представляет в лице Русалки - чарующей водяной красавицы, образ которой О.М. Сомов разрабатывал с конца 20-х - начала 30-х годов XIX века в своих прозаических опытах. Русалка присутствует в одноименном малороссийском предании, а также является героиней «Купалова вечера» (1831 г.) и косвенно присутствует в рассказе «Бродящий огонь» (1831 г.). В указанных произведениях определенно чувствуется фольклорная основа.

Малороссийское предание «Русалка» построено на поверье о появлении русалок среди людей на Троицкой (так называемой зеленой) неделе. Автор текста поясняет, что по рассказам малороссиян, русалки бегают по лесам на зеленой неделе, аукают и качаются на деревьях, а если же поймают живого человека, до смерти его щекочут. Отсюда малороссияне и боятся откликаться на лесное ауканье в продолжение сей недели. [2:145]. В произведении О.Сомова «Купалов вечер» старая Фенна в это время пытается вернуть свою дочь Горлинку, ставшую русалкой. В последний день на зеленой неделе, на поляне, где разрослись большие кусты папоротника, она сталкивается с таинственным миром водяных красавиц. Перед ней открывается следующая картина: «Вдруг раздался шум: с гиканьем и ауканьем, быстро как вихрь помчалась через поляну несчетная вереница молодых девушек; все они были в лѐгкой сквозящей одежде, и на всех были большие венки, покрывавшие все волосы и даже спускавшиеся на плеча» [2:141]. А.Н. Афанасьев считал, что у древних славян русалки сначала сравнивались с облачными девами. А вот «впоследствии, ... когда поэтические сказания о небесных потоках были низведены на землю, эти жѐны и девы покинули воздушные области и овладели земными водами» [1:63]. Длинные, всклокоченные и спутанные волосы русалок сравнивали с «массой сгущенных облаков, [1:66], а «шум», издаваемый ими, «гиканье и ауканье», а также любовь к лѐгким пляскам сравнивались со звуками грозы. Лѐгкая одежда русалки соответствовала облику «стихийного существа», так как во всѐм еѐ теле замечалось что-то воздушное, прозрачное, бледное и бескровное. [1:65]. Обладание вечной молодостью делало ее владетельницей источников живой воды, дарующей красоту, молодость и силы. [1:65]. Трактовка русалки Сомова схожа с поэтическими воззрениями древних славян, изложенными А.Н. Афанасьевым. Повествуя о том, что Горлинка «пустилась как молния за шумною толпою» [2:142], автор, не задумываясь, следует древнейшим народным представлениям. Кроме того, Сомов обращает внимание на детали внешнего облика демонологического персонажа. Изображая русалок, он пишет: «на одних венки были из осоки, на других из древесных ветвей, так что казалось, будто бы у них зеленые волосы» [2:141]. Далее в примечаниях автор указывает на то, что простой народ в Малороссии думает, что русалки - это утопленницы и удавленницы, произвольно лишившие себя жизни. Одни считают, что у русалок зеленые волосы, а другие видят их в больших зеленых венках. Таким образом, первые являются утопленницами, а вторые – удавленницами [2:143-144]. Отсюда Сомов и вступил в сотворчество с украинским народом, восприняв известный фольклорный материал и дополнив малороссийское поверье. Так, например, свои работы «Проза О.М. Сомова и Украинская народная смеховая культура» и «Художественный мир прозы Ореста Сомова» Костылева О.Б. и Петренко А.Ф. посвятили изображению украинской жизни в художественной прозе писателя и выявлению специфики авторских способов миромоделирования. Особое внимание обратила на себя поэтика смехового фольклора восточных славян, а также ее влияние на творчество Сомова. Было проанализировано взаимодействие христианских и языческих представлений на примере произведений писателя.

Далее старая Фенна делает все возможное, чтобы вернуть дочь в мир живых. По убеждению народа, если очертить магический круг, то она станет невидимой для нечистой силы, а это позволит ей незатруднительно поймать Горлинку. Первым шагом в превращении из русалки в человека становится действие пылающей чѐрной свечи: «подняла ее над головой - и мигом зелѐный венок из осоки затрещал, загорелся и рассыпался пеплом с головы горпинкиной» [2:141]. Данная сюжетная особенность находит подтверждение в народных обычаях.

Мѐртвой русалке приходится тяжело и душно с живыми, поэтому она просит разрешения вернуться в «подводные селенья». Повествователь знакомит читателя с образом жизни подводных обитателей от лица самой русалки. Она говорит: «Там весело! там легко! там все молодеют и становятся так же резвы, как струйки водяные, так же игривы и беззаботны, как молодые рыбки. ... Там мы не знаем никаких нужд, всем довольны, плещемся водой, играем радугой, ищем по дну драгоценностей и ими утешаемся. Зимою нам тепло подо льдом как под шубой; а летом, в ясные ночи, мы выходим греться на лучах месяца» [2:141]. К словам Горлинки Сомов добавил примечание в фольклористическом отношении. Вдобавок он отметил, что по малороссийскому поверью, луна является солнцем утопленников, так как они выходят ночью из воды греться на лучах месяца, которым придало теплоту воображение малороссиян. [2:144]. Среди русского населения Восточной Сибири распространены народные рассказы о том, как русалки выходят расчесывать свои волосы при лунном свете. Так, в тексте одной, из записанных в Читинской области, бывалыцин, встречаем: «Он ехал ночью. Там где-то омут был. И на камне сидит русалка. ... - Я еду, - он говорит, - сидит женщина, я смотрю. Вот, гыт, встал, посмотрел, а она чешется. У ей гребень золотой, она золотым гребнем чешется. Ну, гыт. Волосы у ней золотые, блестящи» [7:50]. Далее в другом тексте: «Темно уж было. Глядь, а на той стороне реки девка идет и поет. Потом всплеск слышим, и плывет она на этот берег. Вышла из воды, вся черная. Села на камень, волосищи длинные распустила и давай чесать, а сама поет» [7:52]. О местах пребывания и жизненной деятельности русалок у народа существуют свои убеждения. «В Малороссии уверяют, что они показываются с четверга Страстной недели, как только разольются по лугам весенние воды, распустятся вербы и зазеленеют поля» [1:72], - отмечает А.Н. Афанасьев. Зимой они, как и лешие, «проваливаются в подземное царство» [1:72]. М. Забылин отмечает, что «согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне рек». Мнимое превращение в человека оказывается лишь сезонной смертью, временной спячкой демонологической гостьи.

Произведение «Купалов вечер» основывается на народных представлениях о том, что в ночь под Ивана Купала русалки представляют опасность для человека. В этот момент они очаровывают людей и, защекотав, уносят в свое водяное жилище [8:62]. В данном случае жертвой русалки становится витязь Кончислав, «отвергнувший в душе своей приветные призывы Благочестия» [6:94]. А встречу с русалкой он воспринимает как наказание за отступничество от православной веры. Красные девушки, кажущиеся издалека белыми тенями, это и есть характерный признак русалок. Зачастую в народной традиции этим существам приписывается белый цвет. Сомов подчеркивает обманчивость и коварство русалки. Белый цвет в произведении Сомова связан со зловещим и мѐртвым началом.

В «Бродящем огне» русалка присутствует лишь косвенно. Синий огонѐк, приведший витязя к могиле его возлюбленной, способен оказаться духом, не подчинившимся воле богатыря. Как отмечал М. Забылин:

«Суеверные крестьяне и поселяне утверждают, что огни, видимые на курганах особенно древних, ночью ... разводятся днепровскими русалками для того, чтобы приветливым блеском заманить странников к себе на крутизну и сбросить их в днепровские пучины» [8:61]. Читатель так и не получит ответа на свои вопросы: «Стала ли Милава русалкой? Были ли райские сени и вечнозеленые сады, на фоне которых она являлась подводным царством?»

О. Сомов - знаток народных поверий и быличек. Он преобразовал изученные им материалы в своих художественных произведениях. На опыте доказал перспективность обращения к народно-национальным истокам как источникам обогащения литературного произведения. Писатель использует персонаж русалки не только при решении дидактических задач назидательного повествования (вредоносная русалка «Купалова вечера»), но и с целью поэтизации иного мира, мира природы и вечной свободы (обманутая и покинутая Гор- линка из «Русалки). Всѐ это и составляет вклад Сомова в становление и развитие фантастической разновидности русской романтической повести.

 

Список литературы

1.     Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А.Н. Афанасьев. – М.: Современный писатель, 1995.

2.     Былицы и небылицы / сост., вступ. ст. и примеч. Н.Н. Петруниной. – М.: Сов. Россия, 1984. – 368 с.

3.     Голос украинца при вести о взятии Варшавы. – Спб.: Тип. Н. Греча, 1831. – 16 с.

4.     Костылева О.Б., Петренко А.Ф. Проза О.М. Сомова и Украинская народная смеховая культура. / Гуманитарные исследования. 2014. № 1 (49). с. 80-85.

5.     Костылева О.Б., Петренко А.Ф. Художественный мир прозы Ореста Сомова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2011. – 230 с.

6.     Купалов вечер. Изб. произведения / сост., предисловие и примеч. 3. В. Кирилюк. – Киев: Дншро, 1991. – 557 с.

7.     Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири / сост. В.П. Зиновьев. – Новосибирск: Наука, 1987. – 401 с.

8.     Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным. – М.: Издание кногопродавца М. Березина, 1880. 615 с.