Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕСТВО, НЕ ЗНАЮЩЕЕ ГЕОГРАФИЮ, - НЕ ГРАЖДАНСКОЕ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
10 марта 2016г.

География формирует гражданина. Объективно информирует о территории, народе, государственном устройстве страны, где он живет. Эти знания должен иметь каждый человек, являющийся гражданином Отечества и относящий себя к своей нации. География объясняет и показывает структуру функционирования современного мира, чем чреваты та или иная экономическая, политическая и социальная ситуации, сложившиеся в мире и вокруг его страны. Это позволяет адекватно и грамотно реагировать на ситуацию. В современном быстро меняющемся мире это особенно важно.

На протяжении многих лет в начале учебного года у поступивших на учебу студентов провожу уроки проверки остаточных знаний по дисциплине география. Все более и более растет функциональная географическая безграмотность.

Предположим, что можно не знать, какой период был раньше – пермский или кембрийский, какова формула гематита, сколько тычинок или пестиков в том или ином цветке, но вы все равно сможете существовать адекватно в современном мире, даже если вы не геолог, химик или биолог. Но если вдруг кто-то заявит, что «Хабаровск – это Сибирь», что «в Антарктиде есть жители – аборигены», что «самая высокая гора в мире – Казбек», что «в Америке нет своего природного газа и она вынуждена его ввозить» (а ведь это - цитаты!), то этот человек – функционально географически неграмотный. И в таком случае его существование в мире будет не слишком простым. А с усилением процессов глобализации и вхождения России в мировое экономическое сообщество такого рода безграмотность будет приносить все больше и больше «неприятностей».

Во многих СМИ мы обнаруживаем неточное использование географических названий. Так, Якутию относят к Сибирскому экономическому району; остров Сахалин – к Приморскому краю; РФ представляют без Курил и Калининградской области.

Будучи по туристической путевке в Париже, я поинтересовалась у  французского восьмиклассника о территориях Франции. Он без труда перечислил и кратко охарактеризовал пять десятков департаментов Франции, а также все заморские департаменты и владения его страны. Студенты 1 курса колледжа с трудом называют один десяток субъектов Российской Федерации, при этом на контурной карте могут показать только те субъекты, где проживают сами. Подобных примеров можно привести много. Часто от студентов выслушиваю аргументы в пользу отсутствия необходимости знать географию: "На каждого человека сейчас обрушивается огромный поток информации. Зачем учить  географию, если меня довезут, куда я скажу; телевизор и интернет расскажут и покажут мне страну и любую территорию намного лучше любого географа".

Но на это существуют контраргументы. В любой науке есть базовые понятия, опираясь на которые и отталкиваясь от которых наука развивается. В химии – это элементы, знание того, с чем и как может реагировать данное вещество; в биологии – строение организмов, их классификации, латинские названия, требующие хорошей памяти; в физике и математике – огромное количество формул и теорем. Подобный список "нагрузок на память" можно привести во всех науках. География тоже имеет свои базовые понятия, и многие из них - это верно - приходятся просто запоминать. Но четко поняв и осознав их, можно делать логические выводы. Не зная, где находится город, можно предположить это по названию.

География - это понятийно-образная наука. Образ – это что-то единичное, конкретное, неповторимое. Например, кто-то представляет Париж как Эйфелеву башню, Москву как Кремль, Камчатку как гейзеры. В географии образ места всегда уникален, потому что уникальны люди, воспринимающие данную местность. Для других людей Москва – это метро, Париж – это Нотр-Дам, Камчатка – это много рыбы.

Понятие – это фиксация свойств, связей и отношений. Выделение общего – специфическая черта понятия, отличающая его от единичного восприятия, иными словами, от образа. Понятие в географическом познании не может быть заменено образом. Такие понятия, как ландшафт, район, ВВП на душу населения, территориально- производственный комплекс и т. п. в виде образа представить практически невозможно – образ всегда зрителен.

География – это не только язык общения всех грамотных людей, живущих на Земле, но и строгий язык одной из фундаментальных наук человечества. Специфика этого языка –умение общаться и мыслить как понятиями, так и образами. Есть известное высказывание, что художник мыслит образами, а ученый – понятиями. Так вот, география соединяет в себе  два названных подхода, и в этом смысле  она уникальна. Необходимо преподавание географии на всех специальностях среднего профессионального образования. Только грамотное общество может стать гражданским.

 

Список литературы

1.        Домогацких Е.М., Алексеевский Н.Н. География: учебник для 10-11 классов. – М.: ООО "ТИД" Русское слово, 2008 г.

2.        Газета "География". – № 11, 2006 г.