Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РИСКИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Сергиев-Посад
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Исследование системы ценностей студенчества является актуальной задачей современной теории культуры, поскольку данная группа пополняет интеллектуальную элиту общества, определяет будущие социокультурные процессы. Развитие современных этнических культур находится в руках молодежи, которая в условиях культурной глобализации делает непростой выбор в пользу значимости для себя тех или иных культурных традиций. Процессы конструирования социальной реальности, описанные западными социологами и культурологами, распространяются и на этническую культуру, ее традиции. В ситуации культурного плюрализма, сосуществования разных культурных, религиозных, идеологических традиций и символов молодежь как группа конструирует присущее ей восприятие этнокультуры, осуществляет ранжирование смыслов, символов, ценностей в системе более значимые-менее значимые.

Исследования современного состояния системы ценностей российского студенчества, проведенное автором [1] показало соединение на современном этапе либеральных и традиционных ценностей. Ядром либеральных выступает свобода, материальное благополучие, карьера, основой традиционных – семья, дружба, любовь. Измерение ценностей проводилось на основе методики Н.И. Лапина [2], предполагающей ранжирование значимости ценностей и выделение в них ядра (более 50% поддержки), полупериферии (35-50%), периферии (менее 35% поддержки). Соотношение традиционных и либеральных ценностей системы имеет ярко выраженную территориальную окраску. В крупных городах полюс смещен в сторону пропорционального соотношения традиционных-либеральных ценностей или незначительное доминирование традиционных, в провинциальных городах и сельской местности ярко выражено доминирование традиционных ценностей.

Функционирование традиционных ценностей напрямую зависит от государства, его способности решить проблемы социального развития и воспроизводства молодежи. Наличие проблем в этой области приводит к существованию отчуждения между студенчеством и государством, распространению популярного лозунга «Я так люблю свою страну и ненавижу государство», низкой политической и социокультурной активности студенчества.

Под риском в современной философии и социологии понимается ситуация неопределенности, несущая как возможности социокультурно развития, так и деградации. К базовым рискам современного социокультурного развития молодежи относится доступность высшего образования и трудоустройство. Сокращение числа бюджетных мест в высших учебных заведениях, повышения стоимости обучения, развитие системы платных услуг в средней школе, в системе дополнительного образования ограничивает доступ молодежи  к системе образования. Возникает противоречие между практически универсальной жизненной стратегией, связанной с поступлением в высшее учебное заведение выпускников средней школы и сокращением бюджетных мест, ростом платы за обучение.

Та же ситуация складывается и в области доступности учреждений культуры. Высокие цены на пользование услугами музеев, театров, кинотеатров делает их недоступными как для молодежи, так и для студенчества. Существующие скидки на оплату пользования услугами учреждений культуры часто не находится в соответствии с размером стипендии. Ограничение доступа к учреждениям культуры приводит к поверхностному усвоению культурной традиции, часто непониманию специфики национальной культуры и ее отличия от других.

Помимо рисков недоступности образования и учреждений культуры существует риски коммуникативные, связанные с отношениями с родителями, представителями старшего поколения. Учителя, родители теряют свою значимость в процессе социокультурной социализации. Исследования, проведенные НИИ комплексных социальных исследований в Санкт-Петербурге [3] показывают, что авторитет учителей важен только для 12% опрошенных. Высокой остается роль родителей (58%). Место учителей и родителей занимают другие каналы трансляции социокультурного опыта: друзья (24%), молодежные кумиры (38%), книги (19%), фильмы (15%). Высокая значимость родителей в процессе социализации, усвоение культурных традиций нивелируется поколенческим конфликтом, отсутствием взаимопонимания, несовпадение жизненных целей, ценностей, стратегий поведения.  Тем самым важный канал усвоения социокультурного опыта  и социального развития молодежи в силу ее стремления к свободе, независимости, самореализации блокируется. Попадая в зону свободы молодежь и студенчество как представительная страта молодежи оказываются под влиянием молодежных суб и контркультур, которые часто насаждают враждебные национальной культуре традиции и образцы поведения, становятся источниками распространения асоциального поведения. Так складывается риск социокультурного противостояния в молодежной среде, который раскалывает не только молодежь как группу, но и все общество в целом, приводит к разным формам противостояния в обществе. Субкультуры, возникшие на чужой культурной почве, размывают культурную традицию, ее символику, ценности. Подобную разрушительную для этнической культуры работу осуществляет интернет, социальные сети, компьютерные игры, зарубежное кино. Потому на современном этапе развития русской этнокультуры остро стоит вопрос пропаганды ее наследия, культурных традиций, передовых достижений. Эффективными средствами такой пропаганды становятся театральные фестивали А.П. Чехова, Н.М.  Шолохова, проекты «Ночь в музее» и  другие, получающие государственную поддержку и финансирование. Например, проект «Ночь в музее» позволяет бесплатно молодежи соприкоснуться к традициям национальной культуры. Также эффективно для пропаганды традиций бесплатное посещение музеев в дни студенческих и школьных каникул.

Обобщение упомянутых рисков, позволяет представить их системно, увидеть взаимосвязь. Риски связаны со способностью общества, государства, институтов культуры обеспечить социальное воспроизводство молодежи, культурную социализацию.

Таблица 1

 

Группа риска

Проявление риска

Социально-экономические

Недоступность высшего образования, проблемы с

трудоустройством

Социально-политические

Отчуждение между молодежью и государством

Социально-психологические

Поколенческие конфликты

Социокультурные

Распространение асоциальных  форм   поведения,

западных     суб      и      контркультур,     размывание культурных традиций

 

Рационализация рисков связана с повышением эффективно государственной молодежной политики, эффективности воздействия институтов культуры на процесс социального воспроизводства и культурной социализации студенчества. В этом направлении эффективно социально-экономическая поддержка молодежи за счет современных социальных методов: кредитов на получение образование, именных государственные стипендии и грантов на получение образование, различного рода льготы, государственная поддержка учреждений культуры в целях стимулирования бесплатного пользования представителями студенческой молодежи услугами учреждений культуры. Применение современных методов позволит гармонизировать социально-политические отношения в системе студенчество-государство, повысить социально-политическую активность студенчества, повысить эффективность трансляции традиций, символов, ценностей национальной этнической культуры.