Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ И СУЩНОСТЬ СТАРЧЕСТВА

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация: в статье рассматривается старчество как православная традиция, внесшая в культуру новый благодатный дух, который оживил самую субстанцию культуры.

Ключевые слова: старчество, духовная культура, христианство.

Согласно богословской антропологической традиции, человек существует не сам по себе, не в силу своей самодостаточности, поскольку не имеет в самом себе источника бытия, а существует благодаря своей онтологической причастности ко Христу. После грехопадения человек, потерявший совершенство и, как следствие, способность к богообщению, оказался отчужденным от Бога и нуждающимся в посреднике – старце, который, достигнув духовного совершенства, мог бы явить пример пророческого служения, открывать всем остальным волю Бога, тем самым быть полезным всему человечеству. После крещения человеку дается благодать к исполнению всех заповедей, но грех, входя в душу, разрушает ее. Поэтому, получив благодать, но не следуя заповедям, находясь под действием греха, человек теряет возможность к богообщению.

Человек может стремиться к праведности или жить в состоянии греха. Путь достижения праведности в христианской аскетике называется «внутренним деланием», которое имеет своей целью приобретение духовно-нравственного совершенства, очищение души от страстей, усвоение добродетелей и самопознание, т.е. приобретение духовных знаний, усвоение психологических законов и глубокое проникновение в свою душу. Цель аскетики не просто в победе над соблазнами, моральном совершенствовании и духовном уподоблении Богу. Это только ступени к высшей цели аскетического делания, которая заключается в преображении, «обожении» всего человеческого естества, души и плоти, причем не метафорически, а реально, не в загробной жизни, а здесь, на земле. Аскетика есть высочайшее художественное творчество, материалом которого является сам человек. Современная наука признает возможность такого творчества [1, с. 312–313].

Старец – точнейший перевод слова «пресвитр» (по греч. presvis - старейший, старик). Старцы – это такие люди, которые стремились к высокому духовно-нравственному подвигу, полностью отрекались от мира и уходили в скит, где вели строгую подвижническую жизнь в уединении, безмолвии, молитве. В своем подвиге, достигнув совершенства – становились проводниками воли Бога, наставниками и руководителями людей в духовной и нравственной жизни. Старчество – это не иерархическая степень в Церкви. Старчество – это, с одной стороны, «праведники», лучшие монахи, достигшие высокой духовности, а с другой – это особый тип святости.

Сущность старчества заключается в том, что в скиту или в монастыре избирается опытный в духовно-аскетической жизни инок, чтобы стать руководителем, духовным отцом. Добровольные ученики приходят к нему, раскрывают пред ним всю свою душу, открывают помыслы, поступки и желания, спрашивают советов и по его благословению все делают. Духовные дети отказываются от своей воли, мыслей и все это передают старцу, беспрекословно повинуясь ему. Он становится для учеников умом, совестью и сердцем.

Особенностями старца являются возможность принимать откровения помыслов, руководство духовными учениками, наделение его благодатными дарами (харизмами): “различения духов”, “рассуждения”, прозорливости, пророчества, изгнания бесов, исцеления болезней и воскрешения мертвых.

Различие между деятельностью старца и духовника состоит в том, что духовник – это прежде всего совершитель таинства покаяния, а старец всегда являлся изъявителем воли Бога, должен был, будучи водим Святым Духом, открывать волю Бога людям, к нему обращавшимся.

Вопрос о применении высоких истин христианства в жизненной практике православных подвижников имеет огромное значение в бытии конкретного человека. Опыт показывает, как велика сила примера, как известный образ действия способен стать всеобщим примером. Поэтому в деле нравственного совершенствования пример имеет важное, а в приложении к идее старчества, даже решающее значение.

Ограниченность возможностей человека есть общепризнанный факт обыденного и научного сознания. Человек подчинен закону постепенного и постоянного развития. Он в силу изначального несовершенства должен учиться. Так например, человек, не достигший высокой меры духовного роста, не обладающий даром «различения духов», не может различать помыслов, т.е. добрых и злых внушений со стороны Св. Духа и со стороны духов зла. И поэтому человек вверяется учителю (старцу), который делом и опытом направляет, указывает верный путь. В Евангелии сказано, что Господь никому не открывает пути совершенства, кроме духовных отцов и пророков: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе» (Втор. 32, 7). Так поступали сами старцы, повинуясь своим духовным отцам, становясь затем учителями.

Старчество как продолжение служения Христа сохранило свою сущность и свое великое значение на протяжении всего Нового Завета. Его пути и проявления в жизни Церкви во многом обусловили ход и течение самой ее истории. Старчество, органически связанное с иноческим внутренним подвигом, имеющее цель достижения духовного совершенства, возникло одновременно с монашеством, но процветало временами, а временами приходило в упадок, совсем забывалось, но потом возрождалось вновь. Иисус Христос, основав Церковь на земле, учредил в ней особое сословие людей – архиереев и иереев, которые должны были руководить людьми «на пути к спасению». Сначала верующие ревностно стремились к высокому уровню нравственного совершенства, но впоследствии обнаружилось ослабление этого желания, что повлекло за собой упадок нравов. Многие из них не смогли изменить свою жизнь согласно христианским духовным требованиям и возвращались к прежней греховной жизни. Кроме того, ощущалась нехватка пастырей, которые могли бы помочь правильно выполнять людям заповеди, научить жить по- христиански. И тогда – по воле Бога – были введены другие должности в Церкви – игумены и духовные отцы из иночествующих, которые должны были не только помогать людям жить праведно, но быть при этом духовно совершенными, «иметь в себе благодать» [2, с. 97].

 

Список литературы

 

1.        Вудвортс Р. Экспериментальная психология. – М., 1950.

2.        Симеон Новый Богослов, св. Слова. (Перевод с новогреческого свт. Феофана). – Вып.1. – М.: Афонский Русский Пантелйемонов монастырь, 1892.