Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ КОСМОСА ДУШИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

В мироздании целостно организованного космоса, предполагается сосуществание человека мыслящего как «вещь среди вещей», но жизнь определяется не только телесной составляющей, но и душой и духом человека – плодами работы космических сил. Происходит не просто эволюция – культурное одушевление материи неживой и мыслящей, развитие духовной составляющей. Эти процессы – взаимодействие космических явлений на планете Земля.

О космической эволюции биологического вещества писали представители ноосферной концепции развития культуры: А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилёв.

А.Л. Чижевский придавал большое значение энергии солнечных лучей. Энергию солнечного луча уподобляется в эволюционном процессе резцу скульптора, который творит лик и образ органической жизни на Земле. Из мертвого и неподвижного вещества энергия этой ближайшей звезды высекает великолепную пластичность органических образований. Это действие сродни рождению произведения искусства.

В своих работах ученый сравнивает лучистую энергию Солнца с добрым гением древних миров, который одаряет вещественные образования  движением, чувством и мыслью. Весь органический мир планеты  А.Л. Чижевский рассматривает как Вселенское творчество, отражение космических процессов, что созвучно миропониманию в античной культуре и философии. По словам Платона, Космос – прекраснейшая из вещей, а его демиург – лучшая из причин. Если человеку  свойственны возвышенные помыслы, он охватывает мыслью цельность бытия и времени. Он считал, что вещественное бытие противоположное истинному бытию или миру идей. Это бытие вещей подавляет нашу любовь, мешая осуществлению ее смысла. «Тот мир, в котором это бывает, не есть настоящий; его нравственная негодность становится сносною для ума, если не для чувства, лишь благодаря его метафизической неподлинности или обманчивости: в неистинном натурально происходит недолжное… Человеку, ищущему не материальной выгоды, а истинного знания, нечего делать в этом мире» [5]. Свойство неподлинного вещественного бытия – двойная непроницаемость. Во-первых, непроницаемость во времени, когда всякий последующий момент бытия не сохраняет предыдущий, а исключает или вытесняет его собой. Во-вторых, непроницаемость в пространстве, когда два тела не могут занимать одновременно одного и того же места. Задача развития мирового духовного процесса – победить двойную непроницаемостью тел и явлений; соотнести внешнюю реальную среду с внутренним единством идеи. То есть дух, душа, сознание не находятся в мире вещей, они являются идеальными.

Возникают вопросы: в чём уникальность для природы мысли человека, его души и духа? Сознательная материя лишь тончайшая пленка? Но раз мысль существует, значит, в природе она необходима. «Наше душевно- духовное бытие сильно зависит от культурного символа, даже больше, чем можем себе это представить. Символическое наполнение в нашей жизни присутствует постоянно – это могут быть тончайшие информационные потоки из космоса, которые не улавливаются современными приборами». [2, с.77]

К.Э. Циолковский писал о том, что в мире неизмеримо больше камня, чем мысли, больше огня, чем мозговой материи. Постановка этих вопросов приближает нас к основной проблеме сути всего существующего. То, что в природе существует сознание человека, познающее само себя – это чудо, величайший исключительный факт, изучение и постижение которого продолжается и может продолжаться бесконечно долго. Но если существует этот феномен в природе, то он необходим, а не является только случайно возникшим в результате долгой эволюции и борьбы за существование. Эволюция повторяется в пренатальном (от оплодотворения до рождения) периоде развития человеческого зародыша. Электрические импульсы, схожие с сигналами головного мозга, врачи-пренатологи прослеживают уже с третьей недели развития. То есть мозговая материя плода практически сразу после зачатия начинает развитие. На пятой неделе можно определить, какое количество клеток и клеточных ансамблей головного мозга будет иметь ребёнок от рождения. В процессе взросления будет меняться только размер, сложность клеток и нейронных цепей. Примерно на восьмом месяце развития плода в пренатальном периоде мозг зародыша становится тяжелее в два  раза, намного усложняются межклеточные структуры. Чем сильнее стимуляция этих клеток, тем сложнее система нейронных связей, тем лучше будет развит мозг человека. Например, мама слушает классическую музыку, и/или они вместе с папой читают книги вслух, ещё не родившемуся ребёнку.

Врач и физиолог Н.П. Бехтерева в своей книге «Здоровый и больной мозг человека» пишет, что клетки и клеточные ансамбли исходно полифункциональны, то есть готовы служить и движению, и эмоциям, и интеллекту. Это открытие позволяет утверждать об огромных резервах сознания и мозга. Далее автор приводит ряд вопросов, над которыми учёные всего мира работают и сегодня. Они не потеряли своей актуальности. «Где же эти резервы, когда они особенно нужны? Можно ли управлять ими? Существуют ли в мозгу механизмы профилактической защиты? Предположительно да, но как ими воспользоваться врачу?» [1].

Число мозговых клеток, имеющихся у ребёнка при рождении и развитии в перинатальном периоде, позволяет определить его потенциал, но итоговый уровень интеллекта определяется количеством и качеством межклеточных связей. Интенциальностью сознания возможно объяснение наличия души. Высокая настроенность души даёт возможность истинного культурного развития жизни.

Поэтому чем больше в семье уделяется времени и внимания развитию в пренатальный период, тем больше вероятность того, что у родившегося ребёнка будет яркий интеллект. Также доказано, что развитие эмоциональной и духовной сфер влияет на рост клеток мозга.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения приводит известные слова Ювенала: «ты можешь обнаружить страдания души, скрытой в больном теле, как можешь обнаружить и её радость. Ведь лицо отражает и то и другое». [4, с.134] В его знаменитых «Опытах» именно душа человека, в которой есть место для познания культуры, наполнит тело здоровьем. Также благодаря этому изменится и внешность, ведь с одной стороны философии присущи гордый покой, а с другой живость и весёлость, выраженные в «удовлетворённости и добродушии». [4, с.134].

Восходящий характер эволюции отметил А.В. Сухово-Кобылин – русский самобытный и оригинальный мыслитель. Он выделил три стадии развития человечества: земное или теллурическое человечество, которое заключено в границах земного шара. Вторая стадия – солярная (солнечная). Человечество расселяется в солнечной системе. Третья – сидерическая, человечество расселяется во всей Вселенной. К.Э. Циолковский называет эру рождения, эру становления и эру терминальную. Рассуждения Сухово-Кобылина и К.Э. Циолковского относятся к грядущим поколениям, которые придут через миллионы и миллиарды лет на смену нам. Л.Н. Гумилёв развил идею пассионарности – стремления и движения к достижениям, жизненная сила духа. Человека к духовной деятельности влечёт различная мотивация: познавательный интерес и самореализация, стремление к лидерству и ответственность, стремление быть полезным и любимым. «Духовная  реальность выступает высшей формой проявления сознания человека, так как она оказывается вместилищем ценностных отношений человека к природе, обществу, людям. Духовность служит носителем нравственной системы ценностей, эстетического восприятия действительности, поиска предельных метафизических оснований мира».[3, с.216].

Определения понятию «душа» можем найти в современных психологическом и философском словарях. Авторы статей, которые анализируют смысл этого понятия, отмечают, что «душа» – синоним термина «психика». Например, «душа – понятие, отражающее исторически сложившиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, в идеалистической философии и психологии душа – нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало». [6,с.134]

Но, считаю, что самое точное определение для этого понятия может дать культурология. Душа – культурное начало человеческого существа, одухотворяющее его жизнь, дающее цель и смысл познанию.

Для человека свойственны три составляющих: дух, душа, тело. Но важнейшими для его развития является душа.



Список литературы

1.     Бехтерева         Н.П.          Здоровый         и          больной         мозг          человека         Электронный         ресурс. Код   доступа:    http://www.samomudr.ru/d/Bextereva%20N.P%20%20_Zdorovyj%20i%20bol'noj%20mozg%20ch eloveka.pdf. Дата: 25 января 2016 г.

2.     Культурология (для технических Вузов): учебное пособие / И.А. Дружинина, Т.Т. Сиразеева – М.: Альфа- М: ИНФРА-М, 2014.–160 с.

3.     Дружинина И.А., Солодухо Н.М. Переход от эмоций к духовности в «разрезе бытия» // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева – 2013, – №3.– С. 214-217.

4.     Монтень М. Опыты. Избранные главы / Пер.с фр.– М.: Правда,1991.– 656 с.

5.     Соловьев В.С. Платон // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXIIIа. СПб., 1898. С. 844.

6.     Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 806 с.