Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2016г.

Из всех актуальных ныне направлений проектной мысли, плодотворно «работающих» внутри дизайнерской профессии, только функционализм выдержал проверку временем и сохранил свою популярность и востребованность в профессиональной среде. Думается, это не случайно, не зря отцы основатели нашей профессии создали факторную модель, определяющую методологические приоритеты при разработке любого материального объекта – от стула до городской среды. Благодаря этому нововведению функционалистов, свершенному уже почти 100 лет назад, на первое место в иерархии проектных предпочтений выдвинулись удобство пользования объектом и его соответствие своему назначению. Работая в «идеальных», практически лабораторных условиях, пионеры функционализма в доконсьюмерскую эпоху создали методику проектного подхода, и по сей день используемую в архитектурно-дизайнерской практике. Эти принципы сохраняют свою актуальность и поныне, особенно, когда речь идёт о проектировании социально значимых объектов. Минувший легендарный период определил собой характеристики и особенности уже нового, сегодняшнего этапа развития проектного творчества. Но основы данного подхода появились не вчера, и даже не в 20-х годах ХХ века. Их идеологические и теоретические корни следует искать в философии античных рационалистов, а также их последователей – просветителей «Золотого века» и вслед за ними – неистовых апологетов позитивизма. Попробуем и мы, следуя за историческими вехами развития философской мысли, проследить генезис теоретической концепций и попытаемся обнаружить в истории принципы и рассуждения, сходные функционалистской парадигме и принадлежавшие корифеям философской науки.

Основы рационального, позитивистского подхода возникли и получили своё развитие ещё в античной Греции. Благодаря усилиям корифеев философской мысли – Платону, Аристотелю, Гераклиту, Демокриту и Пармениду впервые была сформулирована возможность познаваемости природных и общественных процессов, предложен математический метод для изучения различных природных и общественных явлений, получивший новый толчок в сегодняшнюю компьютерную эру. Дизайнерские школы ХХ века обязаны античным учёным разработкой научной парадигмы о связи слова и мышления. На этой научной платформе основано освоение студентами архитектурных и дизайнерских вузов факторной модели, а также использование методов строгой проверки при выработке проектных предложений.

Эпоха Возрождения способствовала развитию устоев протестантизма, в первую очередь в северной и центральной Европе. Разрушающийся христианский канон открыл дорогу рациональному мышлению, упрощению подходов к таинствам, демократизации процедуры священослужения и локализации иррациональных устоев веры. Развивающийся капитализм не мог ограничивать себя сдерживающими религиозными установками, что потребовало реформации Святого Учения и адаптации его принципов к требованиям развивающейся буржуазии. Оставалось совсем немного до победы научного подхода над сакральными, метафизическими представлениями и возврату философской мысли к идеям познаваемости мира и позитивистскому подходу к трактовке явлений действительности.

Позитивная философия отличается от науки тем, что она цельна и существует в законченной форме. Наука - это отдельные категории. Абстрактное знание – математика, абстрактно-конкретные физика и химия. Движение по линии наименьшего сопротивления. Теория эволюции основана на механике Ньютона. Эволюционный процесс движения, от однородного к разнородному, от хаоса к порядку, от неопределенности к определенности. В конечном итоге, в любой естественной системе силы должны уравновешивать друг друга. Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Позитивизм как философское направление пытался обеспечить полное и четкое разделение научных и метафизических утверждений. Неудача этой затеи могла привести к выводу о необходимости более последовательного проведения линии антиметафизического философского анализа, не исходящего из каких-либо философских предпосылок беспрограммного, и в то же время обращенного преимущественно на факты обыденного языка. Ведь именно естественный, обычный язык казался тем средством, которое способно излечить от метафизических псевдо проблем скорее и надежнее, чем основательно обремененная метафизикой наука.  Но признание провала логико-позитивистской программы  могло сопровождаться и иным выводом. Не бессмысленна ли сама идея принципиального противопоставления философских и специально научных проблем? Может быть, не следует пытаться избавить науку вообще от всякой философской метафизики, а лишь попробовать освободиться от дурной метафизики в частности, позитивистской в пользу той, которая соответствует практике и логике функционирования современного научного знания? Положительный ответ на этот вопрос в той или иной степени в зависимости от того, насколько радикальные выводы делаются из него, выводит за рамки позитивизма в строгом смысле слова. Он ориентирует на исследование философско-методологической проблематики науки в отличие от ориентации философии, приверженной лингвистическому анализу. Отход от доктрины логического позитивизма в понимании взаимоотношения философии и науки и в методологическом исследовании научного знания практически

осуществлялся её сторонниками с разной степенью последовательности. Карл Раймунд По́ ппер — австрийский и британский философ и социолог, один из влиятельнейших философов науки XX столетия (1902-1994), сыгравший в свое время значительную роль в становлении ряда идей логического позитивизма, не только отошел от позитивизма, приняв своеобразную платонистическую реалистическую концепцию, но в известной  мере вышел за рамки аналитической философии т.е. философии, ориентированной на анализ языка, подчеркивая, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Наконец, идеи, развивавшиеся в последние годы ХХ столетия Томасом Сэмюэлем Куном (1922-1996) — американским историком и философом науки, по мнению Стэнфордской философской энциклопедии - одним из самых влиятельных философов науки XX столетия, к которым тяготели Пол Карл Фе́йерабенд (1924-1994) — учёный, философ, методолог науки и некоторые другие

философы, носят антипозитивистский характер, ибо из тезиса о революциях в науке и существовании разных типов научного знания делается вывод об отсутствии какой-либо внеисторической демаркации научных и метафизических проблем. Сама парадигма, определяющая характер того или иного исторического типа научного знания, рассматривается в их трудах не просто как структура искусственного или естественного языка, а как нечто связанное с функционированием культурных институтов данного общества. При всех слабостях и недостатках взгляды Т.Куна и примыкающих к нему методологов имеют явную антипозитивистскую ориентацию. Таковы некоторые итоги и тенденции эволюции позитивистской философии. Эта философия не только не обладает сегодня крупными и влиятельными концепциями, но в значительной мере утратила уверенность в себе, охотно допуская возможность и даже неизбежность других, даже откровенно метафизических, направлений. Представление о возможности устранить из науки специфически-философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом. Эволюция аналитической мысли показала, что невозможно философствовать вне широкого мировоззренческого контекста. К тому же не существует одного единственного, от века данного способа разрешения философских проблем. Несмотря на то, что нормы и идеалы позитивистского философствования изменялись весьма существенно, незыблемым оставалось требование мыслить ясно, разумно, рационально, максимально аргументировано и доказательно, с учетом всех тонкостей языковой сферы. Выделенный инвариант многолетних философских исследований объясняет главное содержание аналитической философии, комплекса разнообразных путей философствования с опорой прежде всею на анализ и язык. Придание философии аналитических черт явилось значительным достижением позитивистской мысли. Отказ от аналитичности философии представляется в наши дни анахронизмом, возвратом к давно преодоленному этапу философского знания.

Следует отметить, что многие проектные принципы функционалистов уходили своими корнями в философию Огюста Конта (1798-1857) — французского философа, родоначальника позитивизма, основоположника социологии как самостоятельной науки. Его научное кредо выразилось в пяти принципах:

1. реальное в противовес химерическому;

2. полезное в противовес негодному;

3. достоверное в противовес сомнительному;

4. точное в противовес смутному;

5. организующее в противовес разрушительному.

Сравните хотя бы данный манифест с творческим кредо основоположника функционализма Вальтера Гропиуса (1883 – 1969):  «Каждый предмет  должен до конца отвечать своей цели,  то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешёвым и красивым». И, хотя «битва» функционалистов разворачивалась в основном на архитектурно-дизайнерском поприще, интеллектуально-духовное влияние позитивистов и рационалистов прослеживается в их творчестве постоянно, поскольку мастера проектного творчества жили в культурно и духовно насыщенном европейском пространстве и не могли не ощущать влияния своих идейных учителей из числа ведущих светил мировой философской мысли. Совпадение не случайно, ведь подобное взаимовлияние происходило и в античный период, и во времена Ренессанса, и в эпоху Просвещения, и в Новой истории. Философия позитивизма и в нынешний период не перестаёт оказывать своё идейное влияние на проектную деятельность, что нашло своё образное воплощение в направлении «минимализма».

Философия и практика, позитивизм и минимализм, многое из затронутого в данном исследовании по- прежнему волнует сознание учёных и практиков. На ограниченном пространстве нашей работы не удалось затронуть все аспекты этой интересной научной проблемы. Главным выводом, на наш взгляд, является понимание основательности проблемы позитивизма, признание её конструктивной роли в культурном развитии человечества, стремление этой научной концепции распознать жизнестроительные ресурсы философии, её навигационный потенциал. Что же всё выявленное в исследовании может на практике дать дизайну? Прежде всего на фоне полной идеологической апатии подобный научный подход придает обоснованность многим талантливым экспериментам, возвращающим нас в мир рациональности, экономии, экологии и разумной достаточности. Слишком много в последнее время необоснованно расходуется бесценных, невосполняемых ресурсов, понапрасну тратятся дорогие материалы, транжирятся дефицитные средства. Минимализм ко всему прочему – это и некий отказ от безумного потребления в том виде, в котором его сегодня навязывает нам массовая культура.

И тем ценнее осознавать, что ещё в античной древности великие умы человечества предупреждали нас о грозящей катастрофе, искали и находили путём умозаключения рациональные выходы из критических ситуаций. Нам следует вслед за корифеями философии и дальше развивать открытое для исследователей направление позитивистской мысли, невзирая на раздающуюся со всех сторон скептическую хулу и проявляющееся стремление к безудержной гонке за сменой моды.

Есть и другие этические нормы, завещанные нам мудрыми предками и ещё не исчерпавшие своего доказательного потенциала. К подобным вечным теориям, безусловно, относится и предмет нашего исследования – позитивизм, ставший доказательной основой многих прогрессивных концепций дизайнерского формообразования, получивших своё развитие в ХХ веке. Думается, что и наступивший XXI век не минует встречи с увлекательной позитивистской философией и продемонстрирует нам в будущем её неисчерпаемый жизнестроительный потенциал.

 

Список литературы

1.     Е.Ф. Губский, Г.Б. Кораблева. Краткая философская энциклопедия. М.; Прогресс, 1994. – 574с

2.     Иконникова А.В., Мастера архитектуры об архитектуре, М., «Искусство», 1971 г., с. 322.

3.     Конт О. Дух позитивной философии Слово о положительном мышлении. СПб.: Вестник издания,1910. -80с

4.       Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. -840с