Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЛИЯНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ И КЛАССИЦИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ АНРИ ВЬЁТАНА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
13 марта 2016г.

Каждая эпоха в музыкальном искусстве имеет свои особенности, проявляющиеся на уровне художественного образа, типологии стиля и жанра. В истории скрипичного творчества сохранилось немало имен композиторов-исполнителей с ярко выраженными чертами каждого из музыкальных периодов – барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма и модернизма. Индивидуальный почерк каждого скрипача- композитора формировался под влиянием требований, предъявляемых той или иной эпохой.

С середины XVIII века в истории музыкального искусства начался период, известный как «венский классицизм». Столица Австрии – Вена – стала крупнейшим музыкальным центром Европы. Непосредственные связи с итальянской, чешской, польской и немецкой культурами, деятельность многочисленных иностранных музыкантов придали особый колорит австрийской музыке, и в особенности, исполнительскому и композиторскому скрипичному искусству [2, с. 179]. Основной чертой инструментальной и, в частности, скрипичной музыки, явилось отражение образов действительности в их контрастности, сложности развития, на основе художественной органичности высказываний.

Главной заслугой композиторов-скрипачей классической эпохи по праву можно считать художественную полноценность и насыщенность каждого звука, ровность и благородность звучания. Однако попытки музыкантов вывести скрипку на уровень востребованного «эстрадного» инструмента в эпоху классицизма не были успешными.

XIX век – время расцвета музыкальной культуры и появления романтического стиля в искусстве. В композиторском и исполнительском творчестве на первое место постепенно, начиная с 90-х годов XVIII века, стали выходить свободомыслие и экспрессия самовыражения, которые ранее считались недопустимыми. Основа романтического направления – это принцип сталкивающихся противоположностей, искусство контрастов чувства и мысли, трагедии и гротеска. Необыкновенная выразительность и динамичность музыкального течения повлекли за собой становление нового типа музыкантов – солистов-виртуозов. В романтической манере исполнения нашли выражение яркое, колоритное звучание, огромный виртуозный размах и эффектные технические приемы.

Стилистическое синтезирование в скрипичном исполнительском и композиторском творчестве – явление весьма редкое, скорее, даже уникальное. Один из самых известных композиторов и блестящих скрипачей эпохи романтизма, ярчайший представитель бельгийской скрипичной школы Анри Вьѐтан (1820-1881) вошел в историю музыки как создатель индивидуального и неповторимого стиля игры и письма, сочетающего в себе классическую строгость и пылкость романтического века.

Исчерпывающую и авторитетную характеристику искусства Анри Вьѐтана можно найти в рецензии А.Н. Серова, который, называя его одним из «царей скрипки», отмечал свойственный этому артисту классический тип игры на инструменте, безукоризненность и совершенство его искусства, высокую музыкальность, силу, красоту и очарование его звука. При этом, по словам Серова, спокойствие, выразительность, красота и пластичность преобладали у Вьѐтана над темпераментностью и эффектностью [3, с. 1253-1254]. Именно глубокая внутренняя художественная направленность музыкального мышления в область интерпретации образов сочинения позволила ему соединить полярные стилистические черты и быть то классиком, то романтиком, находясь в гармоничном слиянии двух направлений.

Формирование музыкального вкуса музыканта складывалось постепенно и совершенствовалось на протяжении всего творческого пути. С раннего возраста он стремился постигнуть образное содержание исполняемой музыки, стиль и характер выразительных средств. В становлении художественного стиля Анри Вьѐтана романтические и классицистские идеи в гармоничном единстве возникли не сразу – на первый план поочередно выходили то стремление уподобиться виртуозности исполнительской манеры музыкантов- романтиков Н. Паганини и К. Липиньского, то попытки создать музыкальные произведения, ясностью и масштабностью художественного замысла уподобляющиеся шедеврам И. С. Баха и произведениям выдающихся представителей музыкального классицизма В. А. Моцарта, Л. Бетховена (героическое начало в творчестве последнего было особенно близко для художественного кредо А. Вьѐтана). Соотношение между стилями постоянно менялось, создавая каждый раз новое художественное целое в рамках индивидуальной манеры артиста, выделившей его из многих выдающихся музыкантов того времени.

Наиболее ценное и своеобразное качество таланта А. Вьетана – интеллектуальное начало, стремление к тщательно продуманной и взвешенной, глубокой, цельной концепции, наиболее рельефному и полному воплощению музыкальных образов сочинения, мыслей и чувств композиторов. Творчество А. Вьѐтана уникально тем, что он сумел впитать в себя лучшие традиции своих гениальных предшественников и современников, создав при этом свой собственный стиль, отдавая дань уважения рациональности ушедшего классицизма и эффектности современного романтизма, предвосхищая, таким образом, эклектичность будущей эпохи модернизма.

Исполнительский стиль А. Вьѐтана формировался под влиянием достигшей в XIX веке расцвета бельгийской и французской скрипичных школ. В историю скрипичного искусства вошло понятие «франко- бельгийская школа», возглавляемая П. Роде, П. Байо и Ф. Крейцером: при всех индивидуальных особенностях бельгийских и французских скрипачей XIX, а позднее и XX века, их объединяла высокая культура тона, пластичность и элегантность стиля, красочность и изящество виртуозной техники. Учитель Вьѐтана – Ш. Берио привил своему последователю чувство рациональной эмоциональности и благородство вкуса. Анри Вьѐтан продолжил и развил основные тенденции франко-бельгийской скрипичной культуры – отточенность и филигранность каждой детали, а также искусство широкого, яркого звука, которые под влиянием его музыкальной одаренности приобрели иные черты. Бельгийский новатор произвел революцию в скрипичном искусстве: он возглавил школу, которая представила будущее, соединяя строгость с грацией, классичность с элегантностью, доказав таким образом, что искусство исполнения едино.

Стиль игры бельгийского скрипача органично соединил в себе классическую форму и совершенство с романтической взволнованностью и свободным выявлением  поэтического чувства. Исполнительская манера А. Вьѐтана характеризовалась творческой индивидуальностью, художественностью и поэтичностью фразировки, сочетанием романтической одухотворенности с тонко развитым музыкальным вкусом.

Технических трудностей для исполнителя не существовало, и в самых трудных пассажах и штрихах он исполнял каждую ноту с безупречной отчетливостью. Столь филигранная художественная детализация каждого звука находилась в непосредственной связи с его стилистическими требованиями. Звуковое мастерство А. Вьѐтана по праву считалось эталонным, лишенным излишней сентиментальности и бравурности. Блестящая пассажная техника, виртуозное владение всеми видами штрихов в сочетании с артистическим достоинством целиком и полностью покоряли слушателя. А. Вьѐтан мыслил особыми категориями скрипичной выразительности, как бы сливался с инструментом, достигая необычайно органичного воплощения своих замыслов. Его исполнение было лишено того типа виртуозности, которым в свое время Н. Паганини покорил мир, эффектность и актерская игра на публику были не свойственны его сценическому поведению и игре. Уважение и восхищение талантом великого мастера не покидало А. Вьѐтана на протяжении всего творческого пути, однако впитав в себя лучшее из его романтических достижений, бельгийский виртуоз пошел собственной, совершенно иной тропой искусства. «Демоничности» исполнительского облика великого романтика А. Вьѐтан противопоставил олимпийскую уравновешенность и благородство, при этом ничем не уступая ему в штриховом и пассажном мастерстве.

Виртуозная техника, на наш взгляд, использовалась А. Вьѐтаном исключительно для воплощения музыкального содержания и более подробного раскрытия художественного замысла. На своих концертах он часто исполнял классические произведения с индивидуальной, художественно обогащенной трактовкой, таким образом, возрождая угасающий интерес к музыке В.Л. Моцарта и Л. Бетховена. Его стремления к некой популяризации классического жанра объяснялись желанием вывести скрипку на высокий технический и выразительный исполнительский уровень.

В эпоху доминирования у многих виртуозов-романтиков открытой эмоциональности, обращения к чувственной стороне восприятия слушателей А. Вьѐтан во многом отдавал предпочтение творческой мысли, художественному точному расчету воздействия своей игры на слушателя для того, чтобы он мог понять и пережить красоту подлинного искусства. Не случайно критика подчеркивала, что его скрипка «послушна именно мысли артиста» [1, с. 92]. В его творчестве слились воедино мысль и чувство, художественный порыв и мудрая уравновешенность целого.

Исполнительское и композиторское творчество А. Вьѐтана взаимосвязаны. Стиль игры и письма бельгийского в равной степени был пронизан поэтичностью и благородством, яркостью и красочностью, лиризмом и пластичностью. В этом находит отражение целостность творческой индивидуальности, являвшейся равно великой в двух областях творчества.

Так же, как и в исполнительстве, в сочинении музыки одними из самых главных выразительных средств его «скрипичной речи» являлись филигранная  техника звукоизвлечения, чуткость к красоте каждого звука, наполнение звукового пространства тончайшими оттенками музыкального звучания. На уровне композиции композитор активно применял принцип симфонизации, стремясь подчинить единой драматургической задаче сольную и оркестровую партии. Это позволило объединить разнообразные элементы музыкальной конструкции, обеспечить целостность художественного замысла произведений.

Дирижируя собственными произведениями, Вьѐтан стремился к максимальному выполнению музыкальных оттенков, требуя от исполнителей классической педантичности и особой выразительности, о чем свидетельствует изобилие следующих обозначений в партиях: dolce, molto  espressivo,  a piacere,  in modo de recitativo, fieramente, brillante и многие другие. Настоящей энциклопедией техническо-виртуозного мастерства и в настоящее время считаются его семь концертов для скрипки с оркестром. Их объединяет классичность формы первых частей в виде сонатного allegro циклического построения, местами несколько модернизированная, и максимальное использование скрипичной техники, которая проявляется в каждом произведении мастерски и многогранно. Блестящие пассажи в legato, de tache и spiccato, трели и флажолеты, быстрые последовательности из трехструнных  аккордов  в  сочетании  с  удивительно  выразительной  кантиленой  медленных  эпизодов

свидетельствуют о тонком понимании природы певческих и виртуозных возможностей скрипки. Перу великого романтика принадлежит произведения в различных жанрах – это не только концерты, но и сонаты, фантазии, вариации, романсы, этюды и многочисленные пьесы.

В композиторском творчестве А. Вьѐтана тенденции к классицизму несколько отступают на второй план, хотя и не исчезают вовсе. Весьма знамениты его каденции к скрипичному концерту Л. Бетховена. В отличие от большинства инструменталистов романтической эпохи, для которых каденции являлись поводом для демонстрирования технических возможностей исполнителя, каденции А. Вьѐтана показали его стремление продолжить развитие музыкальных образов концерта, не выдвигая техническую оснащенность на первый план. Среди редакций и транскрипций композитора, отражающих его интерес к классике, можно выделить редакцию сонаты Дж. Тартини «Дьявольские трели» и транскрипцию для скрипки с фортепиано квинтета (К.581) В.А. Моцарта.

Сочинения А. Вьѐтана сохранили свое художественное и педагогическое значение вплоть до нашего времени благодаря сочетанию музыкального содержания, ясной и изобретательной формы, поэтичности и благородства выразительной мелодики с  виртуозной техникой,  мастерски использованной в соответствии с тонким пониманием природы выразительных возможностей скрипки.

В художественной прессе критики-современники называли его «вторым Паганини», «великим учеником великого учителя», «первым скрипачом и первым композитором для скрипки в Европе», «Моцартом романтического концерта», «Бетховеном среди современных скрипачей» [1, с.26, 27, 35, 103]. Однако ни одно сравнение с великими музыкантами не способно раскрыть истинную гениальность и талант бельгийского новатора. Музыкально-художественная культура бельгийского музыканта была настолько высока, что приблизиться к ней не смог ни один представитель романтического течения. Единство эмоционального и интеллектуального начал явилось определяющей характеристикой его творчества. Искусство Анри Вьѐтана – один из важнейших периодов в становлении и развитии основных тенденций мирового скрипичного искусства. Ему удалось не только синтезировать в своем творчестве традиции классической школы Ш. Берио, Дж.Б. Виотти и Р. Крейцера с виртуозными завоеваниями Н. Паганини и Г. Эрнста, но и дать им новый импульс как в области романтической виртуозности, так и в области создания образцов глубокой современной интерпретации классических произведений.

 

Список литературы

1.      Гинзбург, Л. Анри Вьетан. – М.: Музыка, 1983. – 176 с.

2.      Гинзбург, Л., Григорьев, В. История скрипичного искусства. В.1. – М.: Музыка, 1990. – 285 с.

3.        Серов, А.Н. Критические статьи. В двух томах. Т.2. – СПб., 1892. – 1362 с.