Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
23 февраля 2018г.

Аннотация: статья рассматривает роль грамматики английского языка на практических занятиях в вузе. Так как главной функцией современного образовательного процесса является формирование навыков чтения оригинальных текстов по специальности и развитие коммуникативной и профессиональной компетенции студентов, то автор исследует особенности практического использования грамматики как основы для всех видов речевой деятельности. Анализируются возможности сознательного применения грамматики для преобразования мыслей и идей в языковую оболочку.

Ключевые слова: образовательный процесс, практическая грамматика, грамматические структуры, речевая деятельность, грамматические конструкции.

 

ENGLISH THROUGH PRACTICAL GRAMMAR IN HIGHER EDUCATION

 

Abstract: The article deals with the role of grammar of the English language at communicative classes of learning. As the main function of a modern educational process is developing students’ reading skills of original special texts and improving communicative and proficient competence, the author researches the peculiarities of grammar usage as a basic phenomenon in all kinds of speech. The possibilities of conscious transferring person’s thoughts and ideas into a language outer skin are paid attention to.

Keywords: educational process, practical grammar, grammar structures, speech activity, grammar constructions.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования основной целью является формирование способности к иноязычной коммуникации. Студент должен обладать следующей общекультурной компетенцией (ОК), то есть быть способным к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Таким образом, преподавание иностранного языка направлено на формирование у студентов необходимых компетенций по будущим специальностям. Учитывая профиль вуза, компетенции направлены на умения общаться в профессиональной среде и читать аутентичные тексты в области культуры, литературы, искусства и современных информационных технологиях.

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Автоматизм владения грамматическими явлениями необходим для использования иностранного языка как средства устного и письменного общения. Для порождения иноязычного высказывания или восприятие его в процессе иноязычной речевой деятельности необходимо адекватное осознание студентом конкретных грамматических явлений. В рамках практических учебных занятий раскрываются значения грамматических конструкций, обращается внимание на их особенности и формы, демонстрируются и тренируются эти грамматические явления в упражнениях и речи.

Работая над чтением, переводом, аннотацией аутентичного или специального текста, следует помнить, что грамматический строй английского языка отличается рядом характерных особенностей. Основной грамматической функцией является порядок слов в предложении. Порядок слов в повествовательном предложении называется прямым и представляет следующую цепочку: подлежащее – сказуемое – дополнение – обстоятельство. Иногда перед подлежащим может стоять обстоятельство, а определение может находиться перед другими членами предложения, что часто вызывает затруднения в понимании. Анализируя предложение, рекомендуется найти главные члены: подлежащее и сказуемое по формальным признакам. Центром предложения является сказуемое и оно может быть выражено только глаголом в личной форме, то есть выражать лицо, число, наклонение, время и залог. (We live in Kemerovo. The bus is leaving in time. Don’t tell a lie. He will send a letter. The toys were made of wood.) Преподаватели стремятся как можно полнее и точнее раскрыть значение грамматических явлений. Используя таблицы и другие источники, даются показатели и признаки для распознания сказуемого в действительном залоге. В итоге студенты помнят, что сказуемое занимает место справа от подлежащего (обычно это второе место в предложении). К формальным показателям относятся личные формы глаголов: be, have, do, вспомогательные и модальные глаголы: am, is, are, was, were, have, has, had, do, does, did, shall, should, will, would, can, could, may, might, must, ought to. Имеющиеся в оснащении кабинета английского языка грамматические таблицы, схемы и списки неправильных глаголов, помогают преподавателям обобщать и закреплять материал, а студентам распознавать сказуемое в определенном грамматическом времени действительного залога. Система видо - временных форм английского глагола складывается из четырех видов: простого (Simple or Indefinite), длительного (Continuous or Progressive), совершенного (Perefect), совершенно – длительного (Perfect Progressive), каждый из которых употребляется в настоящем, прошедшем и будущем временах, а три первых употребляются в активном и страдательном залогах.

Следующим важным элементом распространенного повествовательного предложения является подлежащее или группа подлежащего. Обобщаются определяющие слова подлежащего: артикли, местоимения, прилагательные и существительные в функции определения. Студенты запоминают определители подлежащего, выраженного существительным: the, a, an, this, that, these, those, my, his, her, its, our, your, their, many, much, few, some, any, every, each, other, another.Формальный показатель правой границы группы подлежащего – сказуемое. Подлежащее может быть выражено существительным, герундием с предлогом, причастным или инфинитивным оборотом. Сообщается, что кроме собственных и нарицательных, исчисляемых и неисчисляемых, имеется класс собирательных существительных (group, team, class). Сравнивая с родным языком, резюмируется, что существительное в английском языке не имеет грамматической формы рода. Для выражения понятия рода используются лексические средства: a he – bear – медведь; a – she – wolf – волчица; a boy – friend – друг.

Источниками для тренировки грамматического материала являются учебники Globall English британского автора Lindsay Clandfield, который имеет разнообразные грамматические упражнения и прилагающие к учебнику тесты. Преподавателями кафедры иностранных языков созданы два практикума по грамматике английского языка для студентов I и II курсов. Практикумы предназначены для осуществления текущего контроля по усвоению грамматического материала студентами всех специальностей вуза. Все тесты построены на аутентичном материале, извлеченном из наиболее известных грамматических учебников: “English Grammar in Use”, “Exploring Grammar in Context”, “Grammar Workbook”. Лексическое наполнение тестов соответствует уровню подготовки студентов, что позволяет сосредоточиться на грамматическом материале и использовать его в качестве тренировочных и проверочных упражнений.

Словарный состав языка получает значение, когда он поступает в распоряжение грамматики языка, которая определяет правила изменения слов, правила соединения слов в предложения и, таким образом, придает языку стройный, осмысленный характер. Грамматика (морфология и синтаксис) являются собранием правил об изменении слов и сочетаний слов в предложении. Следовательно, именно благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли в языковую оболочку. Понимая и признавая важность всех аспектов речевой деятельности, еще раз подчеркиваю необходимость сознательного и систематического изучения грамматики, как средства выражения мысли, следовательно, и умения правильного и точного перевода оригинального текста на родной язык. Итак, процесс освоения грамматики является сложным и происходит на всем протяжении курса английского языка. Тренировочные упражнения и тесты по грамматике направлены на осознанное применение грамматических явлений и структур в развитии коммуникативных навыков, которые способствуют мотивации студентов к общению и чтению оригинальных текстов по специальности.



Список литературы

 

1.        Гребнев Л.С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии. // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 48 – 52.

2.        English Grammar in Use. Raymond Murphy. Cambridge University Press. 1994.

3.        Lindsay Clandfield: Global Pre – Intermediate & Intermediate English coursebook. MACMILLIAN. 2010.